Время новостей
     N°166, 11 сентября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.09.2009
Информбюро, политбюро, разведбюро
У ОДКБ появился свой институт
В России создана еще одна некоммерческая неправительственная организация -- Институт Организации Договора о коллективной безопасности. В его учредителях числятся Секретариат ОДКБ, а также автономная некоммерческая организация Институт исследования вопросов международной интеграции (ИМИ) -- не слишком известная общественности структура. Судя по заявленным целям, Институт ОДКБ будет заниматься лоббированием внешнеполитических интересов России.

В справке, представленной на пресс-конференции по случаю учреждения Института ОДКБ, значится, что "материнский" ИМИ создан в 2008 году «в целях предоставления услуг в области проведения фундаментальных и прикладных исследований проблем международной интеграции». Главной своей миссией руководство ИМИ считает «содействие выстраиванию максимально эффективных взаимовыгодных отношений между Россией и мировым сообществом».

Президент ИМИ Михаил Старшинов также пока не звезда на политическом небосклоне. Он депутат Госдумы, член комитета нижней палаты по безопасности, секретарь Центрального совета «Единой России». Имеет спортивное и юридическое образование, «работал на руководящих постах в ряде государственных и частных компаний».

Целью работы только созданного Института ОДКБ объявлено проведение фундаментальных и прикладных исследований о роли и месте этой организации, которую Россия пытается превратить в полноценный военно-политический альянс, своеобразный аналог НАТО на постсоветском пространстве, в современных условиях. Достигать этой цели институт намерен через «разработку концепций, теорий интеграции, изучение вопросов военно-политической интеграции и интеграции в сфере безопасности». Далее в перечислении форм работы института термин «интеграция» упоминается постоянно, в том числе применительно к геополитике. Просто какой-то политический экуменизм.

Руководство и учредители института намерены инициировать создание системы неправительственных связей с соотечественниками, наладить информационную и общественно-политическую поддержку интеграционных процессов. Используя потенциал средств массовой коммуникации, всюду пропагандировать и популяризировать деятельность ОДКБ. Словом, Институт ОДКБ задуман как новый инструмент развития этой организации.

Генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа необходимость создания новой структуры поясняет так: «ОДКБ давно уже продекларировала, что информационная работа, работа в сфере исследований, аналитики -- одно из перспективных направлений. Помимо военного сотрудничества, противодействия вызовам и угрозам, одна из наших задач -- координация внешнеполитической деятельности. Только через доведение информации до населения о целях и задачах организации, предпринимаемых на уровне глав государств мерах можно позиционировать ОДКБ».

Такая работа, по словам генсека, ведется через исполнительные органы -- по линии Совета коллективной безопасности, советов министров иностранных дел, обороны, секретарей советов безопасности. А теперь будет вестись и через некоммерческие структуры. Это позволит заниматься фундаментальными исследованиями, аналитической, информационной деятельностью, работать с экспертами и политологами, со СМИ, которые и формируют во многом мнение о сфере безопасности.

Г-н Бордюжа не исключил, что новый институт займется обновлением Концепции деятельности ОДКБ, о чем давно уже идут разговоры. «В НАТО в информационную работу вкладываются десятки миллионов долларов, -- сказал г-н Бордюжа, -- у нас этого нет. Институт хотя бы как-то закроет этот вакуум». И привел в пример массу неверных сообщений о недавнем саммите Белоруссия--Узбекистан (эти две страны входят в ОДКБ, но пока отказались присоединяться к договору о создании коллективных сил оперативного развертывания в рамках этой организации). Институт в подобных случаях даст верную информацию.

«Мы заинтересованы в сотрудничестве с правительственными фондами, некоммерческими организациями, через которые НАТО давно уже и на широкую ногу ведет информационную и аналитическую работу», -- подхватил мысль генсека ОДКБ Михаил Старшинов. Представительства НАТО есть везде, сказал он, в том числе в Москве. И представительства Института ОДКБ вслед за странами -- ближайшими союзниками появятся и в Брюсселе, на европейском постсоциалистическом пространстве.

Генеральный директор Института ОДКБ Александр Воробьев (кстати, большую часть жизни посвятивший журналистике) рассчитывает, что до конца года удастся открыть филиалы института во всех странах -- участницах ОДКБ. «Будут два потока информации: из Москвы в бюро и наоборот, -- говорит он. -- В центре будут анализировать информацию об инициативах, социальных и политических, в этих странах, чтобы проводить определенного рода исследования, готовить записки и рекомендации».

В составе каждого бюро в странах-участницах намереваются держать по два-три человека. Штаб-квартира института в Москве расположилась по адресу Воздвиженка, 9.

Прозвучал ответ и на вопрос по поводу финансирования. «Институт может оказывать возмездные услуги, привлекать пожертвования юридических и физических лиц, -- пояснил г-н Воробьев. -- У нас уже есть партнеры, заинтересованные в позитивных результатах деятельности -- усилении интеграции ОДКБ».

Обозреватель «Времени новостей» спросил участников пресс-конференции: «Поскольку Институт ОДКБ будет заниматься военно-политическими вопросами, вам потребуется конфиденциальная информация. Насколько будете допущены к ней, и отдаете ли себе отчет в том, что, едва образовавшись, становитесь предметом внимания разведок?». «Институт будет заниматься проблемами интеграции на постсоветском пространстве, продвижением ОДКБ, и эта работа не имеет военно-политического и военно-технического характера», -- ответил г-н Воробьев.

Тут ему на помощь пришел Николай Бордюжа. 90% информации добывается из открытых источников, сказал он, и эта информация лежит в основе военно-политических решений. Разного рода исследования, аналитические обзоры в большом количестве распространяются во многих государствах, поэтому акцентировать внимание на закрытых источниках институту нет необходимости.

Любопытную версию высказал собеседник «Времени новостей», профессионально занимающийся разведкой. «По Алма-Атинскому соглашению 1992 года страны СНГ не вправе вести друг против друга разведывательную деятельность, -- сказал он. -- Многие страны пытаются это делать косвенно. Может быть, Институт ОДКБ как раз и призван восполнить пробел?»

Николай ПОРОСКОВ