|
|
N°164, 09 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бесплатный сыр в телевизоре
Би-би-си могут лишить миллиардных субсидий
Когда Руперт Мердок говорит, к нему прислушивается вся мировая индустрия средств массовой информации. И не только потому, что он -- глава знаменитой «Ньюз корпорейшн», которой во многих странах принадлежат сотни газет, в том числе такие известные, как британские «Таймс» и «Сан», американские «Уолл-стрит джорнэл» и «Нью-Йорк пост», а также телегигант «Скай». На протяжении всей своей карьеры Мердок демонстрировал тонкое понимание того, как функционирует медиабизнес, четко улавливал изменения настроений читателей и зрителей и всегда знал, в какую сторону следует развиваться СМИ.
Теперь 78-летний магнат редко выходит на трибуну, предпочитая публичным выступлениям беседы тет-а-тет с сильными мира сего. Его охотно принимают в американском Белом Доме и в резиденции британских премьеров на Даунинг-стрит, с ним советуются политики и банкиры. Но когда у него есть что сказать общественности, Мердок всегда находит способ сделать это звонко и эффектно. На днях мысли династии Мердок озвучил его сын Джеймс -- один из влиятельных руководителей отцовской корпорации.
Выступая с лекцией на международном фестивале «Meдиа-Гардиан» в Эдинбурге, Мердок-младший заявил, что эра бесплатной информации кончилась, а качественная информация стоит денег. При этом острие критики он направил против положения, которое занимает на медийном рынке Би-би-си -- британская телерадиовещательная корпорация. Она, по его словам, непозволительно разрослась, захватила слишком большую часть рынка и, если эту долю существенно не сократить, страну ждет непоправимое падение качества информационной продукции.
Би-би-си -- общественный телерадиовещатель и на коммерческой рекламе не наживается, финансирование почти на 80% идет за счет «телевизионных лицензий», выдаваемых британским зрителям. Ежегодно каждое домохозяйство, имеющее один или несколько телевизоров, обязано внести в кассу Би-би-си определенную сумму -- сейчас 142,5 фунта стерлингов (около 250 долл.). В прошлом году эти взносы, неуплата которых является в Великобритании уголовным преступлением, принесли корпорации примерно 5 млрд долл. Эти средства позволяют ей содержать десятки цифровых телеканалов, просмотр которых ничего не стоит потребителю.
По мнению Джеймса Мердока, такое обилие бесплатных телеканалов и радиостанций, а также существование круглосуточного новостного канала и веб-сайта, на котором пользователю доступны подкасты практически всех передач Би-би-си, губит медийный рынок, поскольку «подрывает способность коммерческих конкурентов корпорации вкладывать средства в создание новых информационных продуктов». А потому лицензионное субсидирование Би-би-си «должно быть резко сокращено». На оставшиеся деньги будут работать два бесплатных телеканала и несколько специализированных радиостанций корпорации. Остальные виды вещания должны стать платными.
Выступление Мердока-младшего вызвало яростные протесты в стане Би-би-си. Ее экономический редактор Роберт Пестон заявил: «Нет никаких разумных оснований полагать, что сокращение общественного субсидирования на медийном рынке сделает информацию более качественной и экономически доступной для потребителя». По мнению председателя Би-би-си сэра Майкла Лайонса, широкая популярность британского телерадиовещания во всем мире стала возможной потому, что в Соединенном Королевстве есть разные способы финансирования информации. «Би-би-си работает для тех, кто оплачивает лицензии, а не на коммерческую привлекательность медийного рынка», -- сказал он.
Тем не менее у Джеймса Мердока немало единомышленников. Они недовольны тем, что ради финансирования многочисленных дорогостоящих проектов Би-би-си регулярно повышает стоимость лицензии, чем очень обеспокоены наименее обеспеченные слои общества. Да и многие игроки медийного рынка не выдерживают конкуренции с таким гигантом, причем не только маленькие. На грани выживания балансируют такие известные компании, как Ай-Ти-Ви, Четвертый и Пятый каналы. В последнее время они в целях экономии отказались от многих начинаний, уволили сотни сотрудников.
«В условиях, когда программы Би-би-си бесплатно доступны в режиме онлайн, очень трудно добиться, чтобы зрители платили за телевизионные программы частных каналов», -- сказала «Времени новостей» генеральный директор британского Пятого канала Дон Эйрей. По ее мнению, «Би-би-си должна ограничиться двумя бесплатными телеканалами и двумя радиостанциями с четко определенными тематическими рамками, а вся остальная ее продукция должна быть платной, что позволит прийти на рынок и другим игрокам». Наша собеседница не отрицает положительной роли, которую играет сегодня Би-би-си, но согласна с Мердоком-младшим в том, что ее финансирование следует принципиально сократить: «Нельзя позволять, чтобы Би-би-си доминировала на рынке. Необходимо уравнять возможности всех игроков. И если это не сделать сейчас, потом будет поздно, так как британскому медиарынку будет нанесен непоправимый вред».
Впрочем, вопросы финансирования Би-би-си находятся в компетенции правительства, а находящиеся у власти лейбористы, опасаясь потерь голосов избирателей на предстоящих выборах, не готовы к кардинальной перетряске местного медийного пространства. Но консерваторы, которые, по прогнозам экспертов, почти наверняка сменят следующей весной лейбористов, явно симпатизируют идее «секвестра» Би-би-си и усиления конкуренции с ней. Но «зарежут» ли крупнейшую медийную организацию страны после прихода к власти, пока не ясно. Мердоки настолько влиятельны, утверждают тем временем старожилы британской журналистики, что к этому клану прислушается любое правительство. Не исключено, что в недалеком будущем Би-би-си ждут трудные времена.
Зураб НАЛБАНДЯН, Лондон