Российские авиационные власти, решившие на прошлой неделе прекратить деятельность авиакомпании «КД Авиа»
(см. «Время новостей» от 4 и 7 сентября), намерены разобраться еще с несколькими авиаперевозчиками, попавшими в тяжелое финансовое положение. Руководитель Федерального агентства воздушного транспорта («Росавиация») Геннадий Курзенков сообщил вчера, что ведомство встревожено ситуацией в десяти отечественных авиакомпаниях. 11 сентября этот вопрос рассмотрит сертификационная комиссия «Росавиации». На ее заседании проблемные компании должны будут представать свои проекты выхода из кризиса. Если они этого не сделают, предупредил г-н Геннадий Курзенков, в предстоящем зимнем сезоне их деятельность будет ограничена или прекращена совсем.
Г-н Курзенков не назвал компании, к которым у «Росавиации» есть претензии. Он, однако, пояснил, что среди них нет лидеров отраслевого рейтинга. Это означает, что даже исчезновение таких перевозчиков не окажет заметного влияния на общую ситуацию в российской гражданской авиации.
По статистике «Росавиации», в нашей стране официально зарегистрировано около 170 авиакомпаний. Лишь немногие из них играют заметную роль на национальном рынке пассажирских авиаперевозок.
По последним данным (с января по июль 2009 года), 54,8% пассажиров в России были перевезены пятеркой авиакомпаний-лидеров: «Аэрофлот», «Трансаэро», «Сибирь», ГТК «Россия» и «ЮТэйр». Если добавить к ним компании, занимающие следующие десять строчек в рейтинге по количеству пассажиров, то совокупная доля рынка 15 крупнейших российских авиаперевозчиков достигнет 78,8%, а по пассажирообороту, т.е. с учетом дальности, на которую были перевезены эти клиенты, еще больше -- 86,9%. Таким образом, на все остальные 150 с лишним российских авиакомпаний, не сумевших пробиться в верхний эшелон рейтинга, в текущем году приходится 21,2% пассажиров и всего лишь 13,1% пассажирооборота.
Г-н Курзенков уточнил, что вызванные на комиссию 11 сентября компании все же не из самых мелких. «Они не входят в десятку, но входят в тридцатку крупнейших», -- цитирует его РИА Новости. Тем не менее, как показывает статистика, нижний край тридцатки -- это уже далекая периферия российского авиатранспортного бизнеса. Уход таких компаний с рынка не приведет к заметным изменениям объемов рынка в целом.
Тем не менее, как считает руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, серьезный ущерб рынку может нанести практика закрытия проблемных авиакомпаний средствами «Росавиации». «Закрытие несостоятельной компании по-российски, так, как это было в случае с «КД Авиа» и как, вероятно, будет с другими перевозчиками, не сумевшими убедить «Росавиацию» в наличии достаточных финансовых резервов, создает проблемы для всех, -- сказал эксперт «Времени новостей». -- В первую очередь они возникают у пассажиров, которые не могут улететь отмененными рейсами, у персонала, теряющего работу, и у кредиторов, которые, как правило, не могут вернуть свои вложения». В то же время практика разрешения подобных ситуаций в США, например, нацелена на то, чтобы временно защитить авиакомпанию от претензий кредиторов, дать ей шанс исправить свое финансовое положение. «Крупнейшие американские авиаперевозчики в тот или иной момент прошли через процедуру, предусмотренную 11-й главой кодекса США о банкротстве», -- отметил г-н Пантелеев. 11-я глава кодекса как раз и трактует вопросы защиты от кредиторов. «Эти авиаперевозчики летают до сих пор, тогда как у нас проблемные компании уходят из бизнеса», -- сказал эксперт.