|
|
N°164, 09 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ненормативная медицина
Верховный суд запретил калининградским властям экономить на здравоохранении
Тема здравоохранения для Калининградской области, самого западного региона РФ, весьма болезненная. Реформа, затеянная местными властями, привела к неоднозначным результатам, о чем не упускает случая напомнить оппозиция. Нельзя сказать, что ее митинги многочисленны, но зато регулярны -- их было уже 40. Среди наиболее часто звучащих претензий: «топорное» закрытие медсанчасти №1, приведшее к ее разграблению, а также проблемы с нормативами оказания медицинской помощи. Они в Калининградской области, власти которой не устают заявлять о том, что равняться по уровню жизни надо на Европу, ниже минимальной планки, установленной в России.
Чиновники, несмотря на вмешательство областной прокуратуры, отказываются пересматривать размер нормативов. Дело дошло до суда. Решение областной Фемиды было проигнорировано. Однако на днях свое слово сказал Верховный суд.
Облпрокуратура оспорила ряд положений калининградской программы государственных гарантий оказания в 2009 году населению медпомощи, финансируемой за счет средств обязательного медицинского страхования и бюджетов всех уровней. Как указывалось в иске в областной суд, региональное правительство существенно снизило как показатель норматива для определения объема медицинской помощи, так и показатель норматива финансовых затрат на единицу объема медпомощи. Например, в Калининградской области одно посещение в амбулаторно-поликлинических учреждениях «стоит» в среднем 147,9 руб., тогда как федеральная планка -- 218,1 руб. Аналогично обстоит дело с нормативами затрат на один пациентодень (так это называется) в дневных стационарах, на один койкодень в стационарах, на один вызов скорой медицинской помощи. Повышать их можно, а вот делать ниже установленных на федеральном уровне -- нет, ведь это ущемляет права калининградцев по сравнению со «средними» россиянами.
Так же посчитали и в областном суде. Однако в региональном минздраве не стали торопиться с исполнением решения, объявив, что в бюджете на повышение размера нормативов денег нет (по экспертным оценкам, на эти цели требуется 3 млрд руб.). Чиновникам возразили в областной Думе. Там в это время как раз рассматривали поправки в региональный бюджет, связанные с выделением авиакомпании «КД Авиа», фактически находящейся в состоянии финансового краха, 4 млрд руб. из госказны. Эти деньги Калининградская область намеревалась внести в уставный капитал перевозчика, получив их из федерального бюджета. «Неужели работа транспортной компании для области важнее, чем, например, проблемы в здравоохранении? У нас в бюджете территориального Фонда обязательного медицинского страхования «дырка» почти в полмиллиарда рублей! Нормативы на лечение не пересматривались несколько лет. Для реализации программы госгарантий медобслуживания населения катастрофически не хватает денег. И вот нам их дали. Так что же для области важнее? Красиво летать? Или нормально лечить людей?» -- заявлял тогда глава бюджетного комитета Валерий Фролов.
Ответы на эти вопросы прозвучали позже, когда областное правительство обратилось в Верховный суд РФ. «Я считаю, что иск прокуратуры в корне неправильный... Как можно одинаково «мерить температуру» по всей стране? Иначе надо забрать систему здравоохранения на федеральный уровень, сказать, что это федеральный мандат, и финансировать, как, например, армию. Но ведь было заявлено, что мы будем переходить на страховую медицину, на нормативное финансирование, создавать конкурентную среду в здравоохранении. Этого требовал Владимир Путин, теперь и Дмитрий Медведев. Это мы и делаем. Тогда нужно подправлять нормативно-правовую базу, если она запаздывает, оставшись с советских времен» -- так объяснил свое нежелание выполнять решение суда губернатор Георгий Боос.
В областной прокуратуре к рассмотрению дела в Верховном суде РФ отнеслись спокойно. Там напомнили, что эта инстанция уже имеет практику по таким спорам: аналогичная (не дотягивающая до федеральной планки) программа Республики Хакасии была признана не подлежащей применению.
Параллельно местные власти переключились на спасение авиакомпании. Однако договориться не удалось, денег "КД Авиа" так и не получила. Вместо этого Георгий Боос порекомендовал правоохранительным органам обратить внимание на деятельность перевозчика, задолжавшего многим и много. А казенным миллиардам, как он дал понять, применение найдется. «Эти средства из федерального бюджета уже получены, при этом они не окрашены -- это не целевые средства на поддержку «КД Авиа», а так называемая дотация на дополнительные меры по сбалансированности нашего бюджета. Это деньги просто в доход нашего бюджета», -- сказал губернатор.
Однако когда в конце августа Верховный суд подтвердил, что калининградские власти обязаны пересмотреть свои заниженные нормативы оказания медпомощи, никто не стал говорить, что, мол, раз с «КД Авиа» ничего не выходит, мы исправим ситуацию со здравоохранением. Г-н Боос заявил, что не знает, как именно будет исполняться решение, ведь свободных 3 млрд руб., необходимых для этого, в областной казне нет: «У нас предельный уровень дефицита существенно меньше, чем эта цифра. И если выполнять эти решения при уже действующем бюджете и при уже сбалансированных обязательствах, то 3 млрд руб. мы просто физически, по закону, не имеем права никаким образом выделить. Мы будем разрабатывать новые нормативы, какими они будут -- не могу сейчас сказать». Федеральный стандарт нормативов, единый для всей страны, он назвал нонсенсом, который необходимо исправлять.
Стоит заметить, что региональные власти весьма виртуозны по части казуистики. Так было в случае с отмененными доплатами к пенсиям госслужащим. Отставным госслужащим пришлось дойти до Конституционного суда РФ, отстаивая свое право на финансовый «доппаек». Там ветеранов госслужбы поддержали, а чиновников поправили, обязав «привести в соответствие». Последние, хорошенько подумав, привязали доплаты к региональному прожиточному минимуму для пенсионеров -- если, мол, меньше, то будем приплачивать до этого потолка. И доплаты получились, по сути, копеечные.
Аналогичная история может произойти и с нормативами затрат на медобслуживание населения. И здесь даже еще 40 протестных митингов вряд ли помогут. Ведь местные чиновники и не ждут, что калининградцы в ближайшем будущем будут довольны качеством работы лечебных учреждений. По данным регионального минздрава, в 2008 году лишь 17,3% опрошенных жителей области заявили, что качество медицинского обслуживания их устраивает. Дальше рост ожидается смехотворный, в пределах погрешности: по итогам 2009 года -- 17,5%, 2010-го -- 17,7%, 2011-го -- 17,8%.
Вадим СМИРНОВ, Калининград