Управление ФСБ по Петербургу и Ленинградской области вчера объявило о возобновлении расследования дела об убийстве осенью 1998 года депутата Госдумы РФ Галины Старовойтовой. Производство по нему было приостановлено еще весной 2008 года, но теперь в деле появились «вновь открывшиеся обстоятельства». О чем именно идет речь, в ФСБ не уточнили. Большинство же сторонних наблюдателей были уверены, что возобновление «дела Старовойтовой» связано
с задержанием в июне этого года экс-депутата Госдумы РФ Михаила Глущенко.
Поводом для его ареста послужили подозрения в причастности к вымогательству и организации убийства несколько лет назад на Кипре трех россиян. Однако имя г-на Глущенко практически с самого начала упоминалось в «деле Старовойтовой». Напомним, что хоть непосредственные исполнители ее убийства уже приговорены к длительным срокам заключения, заказчики преступления до сих пор не установлены.
Депутат Госдумы Галина Старовойтова была застрелена в подъезде своего дома в центре Петербурга 20 ноября 1998 года. Находившийся вместе с ней помощник Руслан Линьков был тяжело ранен, но остался жив. По версии следствия, убийство депутата было хорошо спланировано, а в роли его организатора выступил экс-сотрудник ГРУ Юрий Колчин, который координировал действия преступников. Как установили сыщики, еще один соучастник Сергей Мусин следил за депутатом в аэропорту Пулково, куда она в день убийства прилетела из Москвы, а в роли непосредственных киллеров выступили Виталий Акишин и Олег Федосов.
В итоге приговором горсуда Петербурга 30 июня 2005 года Колчин получил 20 лет колонии строгого режима, Акишин -- 23 с половиной года. Кроме того, двоих подсудимых оправдали, а еще двое были освобождены в связи с истечением срока давности вменявшихся им обвинений. Спустя год были осуждены еще двое участников покушения, а трое до сих пор числятся в розыске.
После этого сыщикам долго не удавалось добиться каких-либо подвижек в поиске заказчиков убийства, и следствие было приостановлено в конце марта 2008 года «в связи с окончанием срока расследования и проведением большого объема оперативно-розыскных мероприятий».
Еще во время процесса над исполнителями покушения в суде не раз всплывала фамилия Михаила Глущенко, который был хорошо знаком с Колчиным и, по некоторым данным, в начале 90-х имел тесные связи с питерским криминалитетом. В частности, один из свидетелей, который, как и ряд подсудимых, работал в охранном предприятии «Благоверный князь Александр Невский» и некоторое время по указанию начальства следил за г-жой Старовойтовой перед убийством, вспомнил о своем разговоре с Мусиным. Последний якобы сообщил, что слежку за депутатом приказал организовать Колчин, которому, в свою очередь, это поручил Глущенко.
Кроме того, обвиняемые и свидетели заявляли, что помещение, в котором проходила подготовка к убийству, было предоставлено именно Глущенко. Тем не менее в материалах дела он поначалу не фигурировал, хотя г-н Линьков, а также родственники г-жи Старовойтовой считали, что он имеет к преступлению непосредственное отношение.
Г-н Глущенко в начале 2000-х годов уехал из Петербурга и долгое время проживал у себя на родине, на Украине. 15 июня этого года он прилетел в Петербург, чтобы обменять паспорт, срок действия которого давно истек. Но прямо в паспортном столе он был задержан, а позже ему было предъявлено обвинение в организации в марте 2004 года убийства на Кипре трех россиян. Тогда на вилле в окрестностях города Пафос были найдены тела бизнесмена Юрия Зорина, экс-депутата Госдумы Вячеслава Шевченко и их переводчицы Виктории Третьяковой.
Это преступление долго оставалось нераскрытым, хотя с самого начала было известно, что г-н Глущенко был хорошо знаком с убитыми на Кипре бизнесменами и раньше якобы имел с ними общие дела. Неожиданный же интерес российских следователей к Глущенко многие объясняли тем, что на самом деле его попытаются «разговорить» по «делу Старовойтовой».
25 июля 2009 года Руслан Линьков и сестра г-жи Старовойтовой Ольга, признанные по делу потерпевшими, обратились к президенту РФ Дмитрию Медведеву с письмом, в котором напомнили, что спустя 11 лет после преступления заказчик так и не найден, просили возобновить расследование в связи с задержанием г-на Глущенко и взять ход следствия под личный контроль.
Вчера стало известно, что просьба пострадавших была полностью удовлетворена -- 25 августа расследование дела возобновили «в связи со вновь открывшимися обстоятельствами». «Несмотря на то что дело приостанавливалось, проходящие фигурантами лица находились в розыске и поиск их велся», -- отметили в УФСБ по Санкт-Петербургу.
Адвокат Юрий Хабаров, представляющий интересы г-на Глущенко, заявил вчера, что его клиент был уже допрошен сотрудниками ФСБ в качестве свидетеля. «Его спрашивали про Юрия Колчина. Мой клиент рассказал, что не был близко с ним знаком», -- заявил адвокат. По словам г-на Хабарова, его подзащитный рассказал на допросе, что работал с г-жой Старовойтовой в Госдуме, но вне стен парламента никаких контактов с ней не имел.