Время новостей
     N°163, 08 сентября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.09.2009
Рыбный день
Завершился анимационный фестиваль «Золотая рыбка»
В отличие от героини пушкинского первоисточника, которая плескалась и была поймана в синем море, международный фестиваль детской анимации «Золотая рыбка» на 14-м году жизни впервые выбросило на черноморское побережье близ Анапы. Там он и провел неделю в просмотрах, обсуждениях и развлечениях вроде празднования Нового года по допетровскому календарю или «шляпной вечеринки» с дефиле аниматоров в самодельных головных уборах из бумаги, перьев, цветов и других подручных средств.

Жили участники и гости фестиваля не в какой-нибудь ветхой землянке, а в оздоровительном лагере «Кавказ». У входа как по заказу несли круглосуточное дежурство отлитые в металле зловещие мультипликационные гиганты -- Чебурашка, Крокодил Гена и Винни-Пух, установленные здесь когда-то с самыми добрыми намерениями и успевшие напугать не одно поколение советских детей.

У детей нынешних совсем другие герои в чести, что и подтвердил дружественный визит «Золотой рыбки» в школу соседнего поселка Цыбанобалка. Тут у каждого первоклассника есть свой ноутбук, и смотрят они на этих ноутбуках явно не «Ежика в тумане». Правда, на вопрос фестивального президента художника Марины Курчевской «Кто придумал историю о Простоквашине?» один мальчик с ходу назвал Эдуарда Успенского, но вот установить имя режиссера «Ну, погоди!» удалось не сразу. «Пушкин!» -- выдвинула версию шустрая девочка. А на просьбу подумать неуверенно предположила: «Ленин?..» Если с Вячеславом Котеночкиным такая проблема, то про ныне работающих Михаила Алдашина, Ивана Максимова, Сергея Айнутдинова и даже оскароносца Александра Петрова что говорить.

Как всем давно известно, наши мультфильмы, и детские в том числе, успешно гастролируют по западным фестивалям, а дома почти не имеют доступа к телеэкрану. По разным причинам, и в том числе из-за хронометража, создающего неудобства рекламным блокам как структурной основе «сетки». Поспособствовать встрече адресантов с адресатами, наладить между ними связь -- вот одно из главных поручений, данных «Золотой рыбке» генпродюсером Викторией Лукиной и ее командой.

Фестиваль не дистанцируется от актуальных детских вкусов и интересов, не поощряет квазипатриотическое мракобесие и не призывает к борьбе с американской заразой. Решив, что в полном метре прекраснее всех диснеевский «Вольт», жюри во главе с композитором Григорием Гладковым наградило его как лучшую сказку для семейного просмотра. Но это роскошный продукт крупного индустриального производства, а есть ведь и чудесные рукотворные изделия, которые почти не имеют шанса на всеобщее внимание. Например, нежный «Пудя», сделанный Софьей Кравцовой по рассказу Бориса Житкова и признанный «Золотой рыбкой» лучшим фильмом для детей. Или печальная «Солдатская песня», исполненная Еленой Черновой на слова Саши Черного. Она уже побеждала в Суздале, совсем недавно взяла «Золотую ладью» в Выборге, и вот теперь -- Гран-при в Анапе. «Лучшее изображение» жюри обнаружило в «Белорусских поговорках» Михаила Тумели, а «свежий взгляд» -- в московской легенде «Про Василия Блаженного» Натальи Березовой. Это один из фильмов сказочного проекта «Гора самоцветов», запущенного несколько лет назад продюсером Александром Татарским и продолжающего плодоносить, -- само собой, проплыть мимо той россыпи «Золотая рыбка» никак не могла. В частности, признала лучшим режиссером Андрея Кузнецова, чей главный художественный интерес сосредоточен на феномене обмана. Когда-то он сделал «Ворона-обманщика» и «Как обманули змея», а теперь взял в герои рыжего лесного хитреца («Приключения лиса»).

Забавно, что среди фильмов-победителей самым взрослым по теме оказался вгиковский диплом Александры Лукиной «Дочки-матери» -- запечатленная в летучей графике и сколь талантливая, столь и безрадостная история женских чувств, страхов, надежд, разочарований и претензий к мужскому племени. Вроде бы детский фестиваль не самое правильное для такой работы место, но это с одной, чисто формальной стороны. А с другой -- почему бы и нет? В конце концов почти все дочки становятся матерями и уж точно все матери -- бывшие дочки.

Дмитрий САВЕЛЬЕВ, Анапа--Москва