|
|
N°162, 07 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вагончик тронется -- перрон останется
«Опасные пассажиры поезда 123» на московских экранах
Смена диспетчера нью-йоркского метро Вальтера Гарбера (Дензел Вашингтон), некогда большой сабвейной шишки, разжалованной по подозрении во взятке, приходится ровно на то время, когда несколько в высшей степени подозрительного вида мужчин во главе с татуированным громилой Райдером (Джон Траволта), похожим на медвежью шкуру, оживленную Урфином Джусом, захватывают подземный поезд и требуют выкуп в размере десяти миллионов долларов и одного цента. В противном случае обещая убивать по одному заложнику в минуту, и шутить они вроде бы не намерены. Особенную пикантность ситуации придает тот факт, что Райдер, повинуясь напавшей прихоти, готов вести переговоры только и исключительно с Гарбером, и ни с кем больше.
Новый фильм Тони Скотта -- ремейк относительно культового боевика Джозефа Саджента (1974) с Уолтером Маттау и Робертом Шоу, фильма во всех отношениях отличного. Там, правда, речь шла всего об одном миллионе, но не это главное. Куда важнее, что захваченный вагон был полон весьма примечательных персонажей (а то и героев в прямом смысле слова), в то время как в новой версии, даже несмотря на русский вариант названия (в оригинале фильм, как и его предшественник, именуется «Захват Пелема 123») с пассажирами как-то не особенно сложилось. Имеется молодой человек, в самый ответственный момент роняющий под кресло ноутбук, при помощи которого общался в видеоконференции со своей подружкой, но то, что происходящее внутри вагона может быть транслировано в Интернет, на сюжет влияет, скажем, гомеопатически. Есть афроамериканская мама с афроамериканской же дочкой. Есть бывший морской пехотинец, который сначала не ведется на предложение вышеупомянутой мамаши устроить захватчикам «рейс 93» и попытаться обезвредить их своими силами, а потом совершенно нелепым образом гибнет от выстрела в упор. Есть еще какие-то совсем уж второстепенные персонажи, а собственно пассажиров -- нет. За их жизни совершенно не волнуешься. Тот факт, что вагон -- пассажирский, не прибавляет и грана саспенса -- будь он гружен консервированными персиками, ничего бы не изменилось.
Но данное обстоятельство, как это ни странно, совершенно не мешает. Несмотря на то что, и это неизменно подчеркивается особо, фильм был снят в абсолютно реальных лабиринтах нью-йоркской подземки, где станции -- это станции и есть, а вагоны самые настоящие, не переоборудованные, фильм оставляет ощущение совершеннейшей нереальности. К настоящему Нью-Йорку проступающий на экране город не имеет никакого отношения - он абсолютно кинематографический, он тот самый, в котором происходит действие сотен голливудских картин, но не живут настоящие люди, а если что-то и происходит, то только по сценарию стоимостью в несколько миллионов долларов. Сценарист, кстати, в новой версии «Пассажиров» более чем заслуженный -- это не кто иной, как Брайан Хельгеланд, мастер нео-нуара («Секреты Лос-Анджелеса», «Расплата», «Гнев» того же Скотта), который на сей раз, впрочем, не сильно напрягался.
Ведь все равно с самого начала было ясно, что историю противоборства Гарбера и Райдера можно изложить с помощью азбуки Морзе. Главное кроется тут не в нюансах интриги, а исключительно в ритме и монтаже -- как всегда у Скотта, абсолютно амфетаминовом. Череда слепящих вспышек, сверхкрупных планов и размытостей продолжительностью в два часа -- впору утомиться. Но все равно не выходит.
Тони Скотт -- режиссер, который продуцирует дистиллированно чистую, хотя подчас и настолько же бессмысленную энергию. Это неизменно -- пальцами в розетку, до искр из глаз и вставших дыбом волос. Когда это неизменное ощущение совпадает с по-настоящему сильным материалом (как это произошло в последнее время, например, с тем же «Гневом» или «Домино»), получается совершенно выдающийся фильм. Когда выпадет бурлить на пустом месте (как в случае с «Дежавю» и собственно «Пассажирами»), получается громыхающая коробка с леденцами, подсвеченная лазерной указкой. Не более. Но отвести от нее взгляд или зажать уши все равно не выходит, как ни старайся.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ