|
|
N°97, 03 июня 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Кишинев готовится силой решить приднестровскую проблему»
Главной новостью в Кишиневе на протяжении всей минувшей недели оставалась история с возвращением депутата молдавского парламента и члена делегации Молдавии в ПАСЕ Влада Кубрякова, которого искали два месяца. Где был депутат, он не говорит, но прозрачно намекает на Приднестровье. О том, что происходит сегодня между двумя берегами Днестра, корреспондент газеты «Время новостей» Светлана ГАМОВА беседует с министром госбезопасности Приднестровья генерал-майором Владимиром АНТЮФЕЕВЫМ.
-- Владимир Юрьевич, кто похитил Влада Кубрякова? Возвращался-то он домой по дороге, идущей с левого берега Днестра на правый...
-- Со слов Кубрякова, речь идет о приднестровской территории, временно оккупированной Молдавией. То есть той территории Приднестровья, которая контролируется Кишиневом. Ни у Кубрякова, ни у тех, кто организовал провокацию с его похищением, нет другого выхода, как обвинить во всем Приднестровье. Удивительно вот что: у Кубрякова и других -- тех, кто все это затеял, было время (больше двух месяцев), чтобы придумать версию, кем и для чего организовано похищение. Но он ведет себя так же, как бывший российский прокурор Скуратов, который, ссылаясь на интересы следствия, отказывался сказать, он или не он участвовал в оргии. Кубряков тоже ссылается на следствие и ничего конкретного не говорит. Почему? Потому что лжет. Молдавская сторона нас не обвиняет. В следственной группе работают достаточно профессиональные люди, которым трудно переступить через свой профессионализм и выдвигать огульные обвинения в адрес Приднестровья.
-- Христианско-демократическая народная партия (ХДНП), от которой Кубряков делегирован в молдавский парламент, выдвигает версию о причастности к похищению Русской православной церкви -- Кубряков в Европейском суде по правам человека отстаивал право на регистрацию в Молдавии Бессарабской митрополии, подчиняющейся Румынской православной церкви. Молдавская церковь, как известно, канонически относится к РПЦ.
-- Когда в Страсбурге молдавским властям дали срок до июля, чтобы зарегистрировать Бессарабскую митрополию, Воронин взял под козырек. Хотя налицо явная экспансия Румынской православной церкви на земли русского православия. Вопрос здесь не только церковный и политический, но и собственности. После регистрации Бессарабской митрополии Румынская церковь потребует вернуть принадлежавшие ей когда-то монастыри и храмы с прилегающими к ним землями. Собственность немалая. Мы же на левом берегу Днестра в свои храмы румын не пустим. Если Кишинев зарегистрирует Бессарабскую митрополию, это фактически «углубит» Днестр и еще больше разведет его берега. Что же касается версии ХДНП, связанной с Русской православной церковью, это полная чушь.
-- Переговоры между Кишиневом и Тирасполем не идут. Андрей Ногуца, председатель молдавской делегации в ПАСЕ, предложил Совету Европы оказать на Приднестровье политическое давление. Что может стоять за этим термином?
-- Под «политическим давлением» мы понимаем экономическое и военное так называемое принуждение к миру.
-- Угроза применения военной силы реальна?
-- Реальна. Молдавия только в этом году участвует в 80 совместных учениях с НАТО по программе борьбы с терроризмом. Под террористами подразумевают нас. Кстати, это так и декларировалось. Военные спецслужбы из Северной Каролины тренируют молдавских карабинеров. Они готовятся к силовому варианту решения приднестровской проблемы.
-- Что требуется, чтобы переговоры Кишинева и Тирасполя возобновились?
-- Воронин должен вернуться к нулевому варианту, то есть к той ситуации, которая существовала в момент его прихода к власти. Молдавский президент не приемлет компромиссов в отношении нас. Но ведь он уступил «кучке националистов» (формулировка самих молдавских властей), когда в Кишиневе проходили массовые манифестации. Причем по всем статьям: на изучение в молдавских школах русского языка и истории Молдавии наложен мораторий, Бессарабскую митрополию обещано зарегистрировать, оппозицию не преследовать и т.д. Воронин не желает реальных переговоров. Он показал это, когда стал реализовывать собственные планы, узурпировав власть и нарушив молдавскую конституцию, по которой президент в парламентской республике лишь третье лицо в государстве.
-- Россия по-доброму относится к Воронину и косо смотрит на Приднестровье.
-- Воронин пытается сидеть на двух стульях. Он желает, чтобы Молдова кормилась у России, но одновременно стремится к Западу. Такая позиция всегда заканчивается одним и тем же.
-- Кто же «разрулит» ситуацию? Представитель госдепартамента США Рудольф Перина, побывав недавно в Тирасполе, сказал, что США могут выплатить Приднестровью ту компенсацию, которую обещало Минобороны России за вывоз российских вооружений из региона. Вот американцы возьмут и купят вас.
-- Они нас покупать не будут. У нас нет залежей нефти и алмазов. Были бы -- мы давно получили бы самостоятельность. Западу все равно, как будет жить Молдавия и Приднестровье. Им надо, чтобы Россия ушла с этой территории. До тех пор пока мы будем отстаивать российские интересы здесь, нас будут душить. Россия, когда решит свои вопросы с США, вновь обратится к проблеме соплеменников. И Россия, и Украина должны понять, что мы для них являемся спасительным буфером, который не пропустит к их границам сомнительные силы, прежде всего Румынию. Если сравнить государство с домом, то он ведь не может быть без очага, крыши. Очаг надо защищать, но не рядом с ним, а дальше. Значит, должен быть забор. Об этом не очень думается, когда на дворе лето, а у России сейчас лето отношений с США. Но времена года меняются.
-- Значит, вы будете ждать зимы?
-- Да, если под зимой понимать прозрение славянских политиков.
-- Во время визита Рудольфа Перина в Тирасполь Игорь Смирнов заявил о возможности увеличения числа посредников еще на одного. Имелись в виду США?
-- Если участие еще одной страны в переговорном процессе принесет пользу, почему бы не рассмотреть вопрос о расширении состава посредников? Будет ли это США, Бразилия или Китай -- неважно. Важен результат.
-- В молдавской прессе высказываются предположения о том, что в Приднестровье могут ввести миротворцев ООН...
-- Население Приднестровья никого, кроме русских, украинцев и белорусов, т.е. славян, не воспримет. Иные для них -- неизвестные, чужие люди, к ним всегда будут относиться с опаской. Российская миротворческая миссия в Приднестровье удалась только потому, что россиян здесь считают своими и им доверяют.
Беседовала Светлана ГАМОВА