Центральный банк вчера объявил о том, что за последнюю неделю международные резервы России увеличились на 6,6 млрд долл., достигнув отметки в 404,9 млрд долл. Такой серьезный рост объясняется, впрочем, не конъюнктурой валютного рынка, а достаточно нестандартной операцией. На прошлой неделе Международный валютный фонд осуществил эмиссию своей расчетной единицы -- специальных прав заимствования (SDR) на общую сумму, эквивалентную 250 млрд долл. и распределил ее между странами-акционерами пропорционально их квотам в капитале МВФ. На долю России пришлось сумма, эквивалентная 6,87 млрд долл. Таким образом, за минусом этой операции резервы ЦБ снизились на 270 млн долларов.
Допэмиссия SDR -- одна из глобальных антикризисных мер, предложенных «большой двадцаткой» и утвержденная акционерами МВФ. Фактически это деньги, «упавшие с неба», но их использование имеет свои правила. SDR «падают» в конкретное место -- в резервы центральных банков. Они не могут расходоваться на обычные бюджетные нужды, будучи предметом операций исключительно между центральными банками. Антикризисный смысл нового выпуска SDR состоит в том, что страны, испытывающие экономические трудности, могут «обналичить» запасы этой резервной валюты -- продать их за доллары или другую валюту тем, кто чувствует себя получше и заинтересован в подобной диверсификации резервов.
Модератором операций с SDR выступает сам МВФ. Там ожидают, что большинство стран с проблемами в платежном балансе захотят продать новый актив немедленно. Правила предполагают, что если добровольных покупателей не найдется, то МВФ сам «назначит» их -- из числа тех стран, кто обладает сильным платежным балансом и крупными резервами. Пока, по неофициальной информации, объем заявок на продажу SDR не превышает объем заявок добровольных покупателей.
Однако Россия, обладающая третьими в мире золотовалютными резервами, пока не намерена участвовать в операциях с SDR. Об этом вчера заявил премьер-министр Владимир Путин.
Выслушав на заседании президиума правительства рассказ вице-премьера Алексея Кудрина о сути операций с SDR (вряд ли кто-то, кроме самого докладчика, мог вникнуть в эту суть), г-н Путин предложил: «Давайте так договоримся. Мы этими ресурсами пользоваться не будем, но выступать в качестве донора тоже не планируем»
(подробнее о заседании см. стр. 2). Г-н Кудрин, занимающий пост управляющего от России в Международном валютном фонде, подтвердил договоренность: «Россия пока не будет участвовать в качестве донора в финансировании в рамках программы SDR, поскольку мы осуществляем серьезный объем поддержки по другим линиям и в других формах».
Вице-премьер разъяснил, в чем состоят эти «линии» и «формы». Он напомнил, что МВФ осуществляет кредитование Украины, Белоруссии, Армении и других стран СНГ и Россия это поддерживает: «Мы всегда участвуем в голосовании и голосуем за предоставление кредитов этим странам. Поэтому мы и впредь будем работать над тем, чтобы ресурсы МВФ и наше взаимодействие с МВФ обеспечили поддержку стран, с которыми мы имеем наиболее тесные связи». Вопрос о том, поддерживает ли Москва кредитование фондом Грузии, вчера не возник.
Озвученное г-ном Путиным решение никак не пользоваться полученным пакетом SDR имеет откровенно политический характер -- в первую очередь потому что никаких иных смыслов в нем нет. Рассчитывать на продажу SDR при нынешних макроэкономических показателях России невозможно. Напротив, было бы логично, чтобы Россия выступила донором, т.е. увеличила пакет SDR за счет покупки у других. Этого, кстати, наверняка ждут от России крупные державы, которые и станут добровольными покупателями SDR, -- те же США или Япония. Это логично не только с точки зрения макроэкономики, но и с учетом того, что Москва много говорила о реформе мировой валютной системы, необходимости расширить круг резервных валют и даже упоминала в связи с этим SDR как перспективный инструмент.
Таким образом, покупка дополнительных SDR стала бы не только подтверждением веры в эту валюту, но и лишний раз подтвердила статус России как международного донора. Но, очевидно, в правительстве и ЦБ полагают, что ключевое слово тут «лишний». Единственное, что оправдывает такую позицию, -- существующие сейчас правила обращения SDR, подразумевающие ограниченную ликвидность этого инструмента. С точки зрения диверсификации резервов ЦБ увеличение пакета SDR вряд ли может сыграть негативную роль.
Но, пожалуй, главное состоит в том, что и решение г-на Путина «не выступать» в этой ситуации в качестве донора имеет ограниченную реализуемость. В тот момент, когда объем заявок на продажу SDR превысит объем добровольных покупок, МВФ введет в действие т.н. designation mechanism -- механизм, согласно которому покупатель будет «назначен» самим фондом. Это, разумеется, не будет некое волюнтаристское решение: необходимый объем будет распределен между странами с сильными финансовыми показателями. Но в любом случае здесь никакие «договоренности» с г-ном Кудриным не помогут.
Между тем МВФ в ближайшее время осуществит еще одну допэмиссию SDR, в результате которой российский ЦБ в резервы получит сумму, эквивалентную 1,97 млрд долл. Кроме того, Банк России готовится разместить в облигациях МВФ резервы на сумму 10 млрд долл. Соглашение с фондом о проведении подобной операции на 50 млрд долл. только что подписал Китай.
Андрей ДЕНИСОВГермания, Франция и Великобритания призывают на саммите "большой двадцатки" в Питсбурге принять решения, ограничивающие компенсации топ-менеджерам под угрозой санкций, выработать меры против стран "налогового рая" и составить дорожную карту реформ МВФ и Всемирного банка, говорится в совместном письме лидеров трех государств, опубликованном вчера Елисейским дворцом. В Лондоне 4--5 сентября состоится встреча министров финансов и глав центробанков стран "большой двадцатки", а 24--25 сентября в американском Питсбурге пройдет ее саммит. Николя Саркози, Ангела Меркель и Гордон Браун считают, что на саммите необходимо поднять вопрос о вознаграждениях топ-менеджеров. По их мнению, компенсации должен рассматривать специальный комитет учреждения с участием управляющих и сотрудников. Следует обязать банки публиковать данные о вознаграждениях, непостоянные компенсации нужно привязать к фиксированным выплатам, а также к результатам работы банка. По мнению руководителей трех крупнейших европейских государств, необходимо также избегать выплаты гарантированных бонусов. В случае отрицательных результатов работы банка выплату бонусов следует отменить. "Эти принципы страны "большой двадцатки" должны сделать обязательными правилами для значимых финансовых учреждений, которые работают по нескольким направлениям, и установить на национальном уровне санкции за невыполнение этих правил", -- говорится в документе, адресованном председателю Евросовета. По мнению авторов письма, банкам, нарушившим эти ограничения, не следует выдавать мандаты на различные операции. Лидеры трех государств также убеждены, что нельзя допускать спекулятивных операций, "которые представляют риск для финансовой стабильности" -- для этого инициаторов операций нужно обязать повысить их обеспечение. Главы трех стран также призывают участников саммита "составить полный список мер, которые можно использовать с марта 2010 года против стран, не применивших международные нормы обмена налоговой информацией".
РИА НОВОСТИ