Время новостей
     N°161, 04 сентября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.09.2009
Политическое иглоукалывание
Китайские жители Синьцзяна недовольны властью
Вчера в Урумчи, столице Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) Китая, прошли массовые демонстрации, сопровождавшиеся насилием. Всего два месяца назад, 5 июля, город сильно пострадал от нападений исповедующих ислам этнических уйгуров на представителей ханьской национальности, то есть собственно китайцев. На этот раз стражи порядка сдерживали натиск демонстрантов -- ханьцев, составляющих большинство населения 2,5-миллионного города.

Китайские СМИ сообщили, что манифестантов было несколько тысяч. Некоторые из них кричали: «Власть бесполезна!» -- и требовали отставки секретаря синьцзянского комитета Компартии Китая (КПК) Ван Лэцюаня, обвиняя его в неспособности обеспечить безопасность ханьцев в СУАР. Это выступление обрело особо чувствительный характер в преддверии намеченных на 1 октября пышных общенациональных торжеств в честь 60-летия создания Китайской Народной Республики.

Поводом для выступления китайцев стали участившиеся нападения на прохожих, которых неизвестные кололи иглами от медицинских шприцев. По данным китайских СМИ, после 20 августа за медицинской помощью обратились 476 жертв преступного «иглоукалывания» на улицах Урумчи. Среди пострадавших было 433 ханьца, остальные -- представители этнических меньшинств, включая дюжину уйгуров. По городу, а потом и по всему Китаю поползли слухи, что иглы заражены вирусом СПИДа. Хотя департамент здравоохранения правительства СУАР заверил, что никто из пострадавших не был инфицирован или отравлен, урумчийские ханьцы сочли «игольные атаки» делом рук уйгурских террористов и потребовали от властей наказания виновных. С арестом 15 подозреваемых страсти не улеглись.

Участники и очевидцы вчерашних демонстраций засвидетельствовали журналистам, что волнения охватили районы Урумчи, населенные по преимуществу ханьцами. Оттуда разгневанные толпы, размахивая государственными флагами КНР, двинулись к центральной Народной площади, но были остановлены полицией. Тогда в стражей порядка полетели камни, в ответ те пустили в ход дубинки. Заодно полиция спасала и отправляла в больницы избитых демонстрантами уйгуров, которые показались толпе «подозрительными». По данным эмигрантского «Всемирного уйгурского конгресса», объявленного Пекином террористической организацией, ранения получили около десяти уйгуров, было разгромлено несколько принадлежащих уйгурам магазинов.

Одним из поводов для выступления стало недовольство живущих в Урумчи ханьцев неоднократными переносами суда над зачинщиками беспорядков 5 июля. Тогда в межэтнических столкновениях погибли 197 человек, около 1,7 тыс. человек было ранено, главными жертвами нападений стали ханьцы. Под следствием находится свыше 80 человек, в том числе и ханьцы -- они отомстили уйгурам 7 июля ответными погромами меньшего масштаба.

Пекин возложил ответственность за кровопролитие на уйгурские зарубежные организации, обвинив их в намерении отторгнуть Синьцзян, над которым войска КПК установили контроль в 1949 году. Китайский партийно-государственный лидер Ху Цзиньтао посетил СУАР 29 августа и призвал местные власти заниматься не только экономическими реформами, но и укреплением дружбы народов: «Ключевая задача нашей работы в Синьцзяне -- создание надлежащего баланса между развитием и стабильностью. Сепаратисты не добьются сердца нашего народа и в конечном счете проиграют».

«КПК находится у власти 60 лет, и было много случаев, когда она не выходила на правильные решения. Их находили в 1980-е годы генеральные секретари ЦК КПК Ху Яобан и Чжао Цзыян, умевшие налаживать отношения с тибетцами и другими национальностями Китая. С отстранением от власти этих партийных лидеров многое поменялось к худшему», -- сказал «Времени новостей» российский китаевед Юрий Галенович. Эксперт полагает, что Ху Цзиньтао «тоже миротворец, в июле прекративший применение жестких мер против уйгуров и велевший снять запрет местной власти на их допуск в мечети по пятницам». Но местная власть «не выполняет его указания, и не потому что не способна, а потому что в руководстве Китая у Ху Цзиньтао есть влиятельные противники».

По мнению собеседника «ВН», противоречия в СУАР «настолько сильны, а власти, непосредственно занимающиеся проблемой, настолько слабы, что они не могут объединить два мира -- ханьский и уйгурский». Он напомнил, что в июле после подавления волнений премьер Турции Реджеп Тайип Эрдоган назвал действия Пекина в Синьцзяне «зверскими». «Центральные китайские власти должны быть заинтересованы в достижении гармонии как в Синьцзяне, так и в отношениях с тюркоязычным миром, который представляет Эрдоган и к которому принадлежат уйгуры. Меры к поиску решения Пекином предпринимаются, но когда оно будет найдено и каким станет -- пока неизвестно», -- заключил Юрий Галенович.

Александр САМОХОТКИН