|
|
N°161, 04 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Катынь -- это не Освенцим»
Поляки продолжают спорить о России
В Польше в СМИ и в экспертном сообществе не стихает обсуждение участия премьер-министра России Владимира Путина в мероприятиях 1 сентября в Гданьске, посвященных 70-летию начала второй мировой войны. Одни сетуют, что он не согласился с польской версией тогдашних событий и отверг претензии к СССР как к соучастнику развязывания войны. Другие поддерживают возобновление на высшем уровне российско-польского диалога. Особый резонанс получила статья Путина в «Газете выборча», в которой он назвал «аморальным» советско-германский пакт о ненападении 1939 года, но одновременно подверг критике неблаговидную роль Польши в расчленении Чехословакии годом ранее.
Вчера «Газета выборча» вышла со статьей «Почему мы должны поблагодарить Путина». По ее мнению, сказать спасибо нужно уже за само принятие приглашения, ведь «Путин оказался самым важным гостем торжества». Газета уверена, что участие российского премьера и канцлера ФРГ Ангелы Меркель «превратили церемонию в событие мирового значения. Очевидно, что именно их присутствие, а не усилия МИДа способствовали тому, что Франция вдруг повысила уровень делегации до премьера, а США направили помощника президента по нацбезопасности».
Но оппозиция обрушилась с критикой на российского премьера, а заодно и на польские власти. «Зачем его вообще приглашали? Чтобы говорить о вопросе, который не закрыт? О газе?» -- вопрошает лидер партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский. Экс-премьер так расстроился из-за приезда российского политика, что позабыл его нынешнюю должность: «Довели до того, что главным героем событий стал президент России, пан Путин». Ярослав Качиньский возмущается тем, что Путину была «совершенно бесплатно» дана «большая пропагандистская возможность». Досталось и польскому премьеру Дональду Туску за сказанные им слова о том, что «каждый народ имеет право на собственные оценки».
Президент Лех Качиньский также не скрывает раздражения попытками обвинить Польшу в причастности к развязыванию второй мировой войны: «Не может быть так, что урок смирения должны пройти побежденные, в то время как победители до сегодняшнего дня наибольшее что видят -- это свои ошибки. Ошибки сделали и мы. Но одно дело -- греховное решение (участие Польши в разделе Чехословакии. -- Ред.), а другое -- Катынь, Медное и все преступления, совершенные германским фашизмом с холокостом в первом ряду, а также преступления против миллионов поляков».
На торжественной церемонии президент Качиньский приравнял убийство поляков в Катыни к холокосту: «Евреи погибали, потому что были евреями, а польские офицеры -- потому что были поляками». «Катынь -- это не Освенцим, а убийство тысяч офицеров не истребление всего народа, -- сразу же отреагировал генеральный секретарь Центрального совета евреев в Германии Стефан Крамер. -- При всем понимании боли польского народа и жутких воспоминаниях о судьбах расстрелянных в Катыни, именно в такой день это сравнение неуместно».
«С этими Качиньскими сплошное несчастье», -- не упустил случая вступить в полемику с близнецами на своем интернет-блоге экс-президент Лех Валенса. «Мы должны задать себе вопрос: что мы хотим делать с Россией? Выяснить и рассчитаться с прошлым? Иметь в будущем безупречные отношения и делать хороший бизнес? Если так, то как к этому прийти?» -- задает вопрос пан Валенса и сам же на него отвечает: «Только не так, как делают это Качиньские».
Если братья Качиньские отреагировали на приезд Путина устными заявлениями, то Бюро нацбезопасности (БНБ) при президенте Польши уже на следующий день выпустило обширный доклад «Историческая пропаганда России в 2004--2009 годах» за подписью руководителя ведомства Александра Щигло. Аналитики БНБ выявили две волны «исторической пропаганды». По их мнению, целью первой кампании в 2004--2005 годах была попытка противостоять попыткам пересмотра освободительного характера наступления Красной Армии в 1944--1945 годах, снять с СССР совместную с Германией ответственность за развязывание второй мировой войны, смягчить вину НКВД за убийство польских офицеров в 1940 году и принизить роль операций польских сил в 1939--1945 годах. «Кампания была инспирирована спецслужбами России, а активное участие в ней принимали представители государства во главе с президентом Владимиром Путиным», -- говорится в докладе.
Вторая кампания, по мнению БНБ, началась в текущем году. «Ее главным объектом стала Польша. Пропагандистское наступление было частично реакцией на позицию Варшавы по отношению к вторжению России в Грузию в августе 2008 года, а также на прогресс в реализации стратегии диверсификации поставок энергетического сырья в Польшу. Однако принципиальное значение имели мероприятия в Гданьске, посвященные 70-й годовщине начала второй мировой войны, и стремление России упредить международную дискуссию о союзе СССР и Третьего рейха. В кампании 2009 года, как и пятью годами ранее, активно участвовали представители российского государства», -- утверждается в докладе. Аналитики из БНБ в визите Владимира Путина в Гданьск также усмотрели элемент «исторической пропаганды» -- попытку создать впечатление открытости в дискуссиях о прошлом с государствами Восточной Европы.
Валерий МАСТЕРОВ, Варшава