|
|
N°161, 04 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Язык до безработицы доведет
Власти Латвии запрещают говорить по-русски кладбищенским сторожам
Около сотни человек собрались вчера у парламента Латвии с требованием прекратить дискриминацию национальных меньшинств на рынке труда. Десять общественных организаций страны, в том числе Русское общество Латвии, Русская община в Латвии, Латвийский комитет по правам человека, направили председателю парламента Гундарсу Даудзе письмо с призывом изменить законодательство в этом вопросе. Оппозиционная партия «За права человека в единой Латвии» («ЗаПЧЕЛ») внесла в сейм законопроект о введении государственных курсов обучения и переквалификации безработных на русском языке. Однако документ не дошел даже до нулевого чтения -- 55 из 100 депутатов высказались против.
Из-за экономического кризиса уровень безработицы в Латвии достиг рекордной за годы независимости отметки. По данным Центрального статистического управления, на бирже труда зарегистрированы 135 тыс. человек -- свыше 12% трудоспособного населения Латвии. Самый сильный удар безработица нанесла по русскоязычному населению страны.
«Дискриминация русскоязычных существует и на бирже труда, -- рассказал «Времени новостей» глава парламентской фракции «ЗаПЧЕЛ» Яков Плинер. -- Безработица среди нацменьшинств на 30% больше, чем среди титульной нации. Вот цифры по русскоязычным безработным: женщин, которые не могут найти работу после декретного отпуска, на 13% больше, чем среди латышей, инвалидов -- на 15%, людей предпенсионного возраста -- на 95% больше, чем среди латышей. Среди тех, кто не может найти работу месяц и более, -- на 43% больше русскоязычных, чем представителей титульной нации».
По мнению г-на Плинера, государственная политика не помогает этим людям найти работу. Предлагаемые службой занятости курсы переквалификации по закону ведутся на госязыке. «Трудности с усваиванием информации на этих курсах испытывают 34% русскоговорящих безработных, а большинство -- 54% -- вообще не понимают, о чем идет речь, и не могут сдать экзамен на новую профессию», -- сообщил собеседник «ВН». Причем, по данным Якова Плинера, «90% педагогов, преподающих безработным, владеют русским языком и могут вести на нем курсы».
Оппозиционные депутаты пытались заставить правительство отменить все дискриминирующие нацменьшинства нормативные акты, регулирующие рынок труда. Например, «ЗаПЧЕЛ» настаивала на сокращении перечня подлежащих языковой аттестации должностей и профессий. В 2008 году этот список был увеличен в 25 раз. «Сейчас ночной сторож кладбища по закону обязан сдать экзамен на знание латышского языка, -- объясняет г-н Плинер. -- Ну не абсурд ли?». Во фракции «ЗаПЧЕЛ» рассматривают возможность обратиться с этой проблемой в международные организации, в том числе в Страсбургский суд по правам человека, но признают, что это длительная и сложная работа.
1 сентября на биржу труда отправились и 1700 латвийских педагогов. Согласно правительственному плану оптимизации расходов, в Латвии были ликвидированы 54 школы, а 66 реорганизованы. В столице под сокращение попали в основном школы с преподаванием на русском языке. В День знаний к зданию кабинета министров пришли около 200 педагогов из разных районов Латвии. В руках они держали плакаты: «Бетховен -- это собака или композитор?» и «Не латайте бюджет за счет наших зарплат!» В завершение пикета учителя выпустили в небо воздушные шары черного цвета.
Протестуют против проводимой государством политики и в провинции. Несколько сотен жителей 11-тысячного латвийского города Бауски 31 августа вышли на улицы для участия в стихийной акции протеста по защите местной больницы. Они перекрыли все три городские трассы. Министр здравоохранения Байба Розентале к митингующим не поехала. Зато на место акции прибыли сотрудники рижского спецподразделения полиции «Альфа». Используя для прикрытия мусоровоз, они оттеснили пикетчиков с проезжей части, и к обеду блокада дорог была снята.
С 1 сентября больницу в Бауски перепрофилируют. Из-за сокращения финансирования в клинике останутся травмпункт, неотложка, дневной стационар и хирургическое отделение. Родильное, детское, травматологическое, гинекологическое и терапевтическое отделения закроют, 68 медиков уволят, а пациентам придется ехать за 50--70 километров -- в Ригу, Екабпилс и Елгаву.
Дарья ЖДАНОВА, Рига