Время новостей
     N°161, 04 сентября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.09.2009
Высокие отношения
Новый премьер Южной Осетии намерен контролировать экономический сектор правительства
Президент Южной Осетии Эдуард Кокойты в среду на встрече с представителями общественной организации «Союз защитников отечества» опроверг информацию о своем предстоящем трехмесячном отпуске. «Общество взбудоражено статьями о том, что президент уходит в трехмесячный отпуск, после чего перейдет на какую-то другую работу, -- сказал г-н Кокойты и заверил, что эти статьи не имеют под собой никакого основания. А источники «Времени новостей» в Южной Осетии вновь сообщили о возможном отпуске президента -- правда, вполне штатном, на пару недель.

Напомним, о трехмесячном отпуске г-на Кокойты «Времени новостей» рассказал глава российской строительной фирмы «Стройпрогресс» Альберт Джусоев, руководивший строительством газопровода Дзаурикау -- Цхинвали. Г-н Джусоев сообщил об этом накануне открытия трубы, когда югоосетинские власти попытались реквизировать строительную технику компании. Президент Южной Осетии находился тогда в Москве на встрече с премьер-министром России Владимиром Путиным. Многих, естественно, удивило, что г-н Кокойты предпочел провести праздник первой годовщины признания республики, 26 августа, в Москве, а не в Цхинвали. Президент в республику вернулся, хотя и не успел ни на одно из праздничных мероприятий.

Г-н Кокойты пока проявляет полную уверенность в себе: в среду он сказал, что раз его критикуют такие российские СМИ, как «Коммерсант», «Эхо Москвы» и «Новая газета», значит, его команда все делает правильно. Впрочем, похоже, нынешняя повестка для президента Южной Осетии не особенно праздничная.

По некоторым данным, отношения президента Эдуарда Кокойты с утвержденным 5 августа этого года премьер-министром Вадимом Бровцевым складываются не таким идеальным образом, как это может показаться по их публичным выступлениям. До назначения в Южную Осетию г-н Бровцев руководил строительной фирмой в Челябинской области. Сам по себе факт назначения премьера «со стороны» не новость для Южной Осетии, такова сложившаяся несколько лет назад традиция. Но в отличие от своего предшественника Асланбека Булацева, который пришел в Южную Осетию прошлой осенью прямо с поста главного налоговика Северной Осетии и был изначально, по сути, лишен возможности самостоятельной работы, г-н Бровцев, похоже, твердо намерен взять на себя часть руководства республикой.

И в Москве, и в Цхинвали многие рассчитывают, что новый премьер-министр превратится в «государево око», зорко следящее за расходованием российских денег, вкладываемых в восстановление югоосетинской экономики. Вадима Бровцева считают человеком, близким к российскому министру регионального развития Владимиру Басаргину, а именно Минрегион курирует процесс послевоенного восстановления с российской стороны. Впервые за долгие месяцы появление реальной схемы контроля за использованием ресурсов, вкачиваемых в Южную Осетию, становится реальным. Если, конечно, новый премьер не окажется «подмят» старой президентской командой и в то же время не решит, что его основная задача не эффективное восстановление, а просто перевод контроля над финансовыми потоками в распоряжение конкретного российского ведомства и распределение строительных подрядов между «своими» фирмами.

Вчера президент Эдуард Кокойты утвердил представленный Вадимом Бровцевым новый состав кабинета. Главная новость -- упразднение семи министерств, слишком громоздких для республики, в которой живет меньше людей, чем в ином московском микрорайоне. Упразднены министерства связи и информатизации, транспорта и дорожного строительства, природных ресурсов и экологии, сельского хозяйства и продовольствия, государственного имущества и земельных отношений, промышленности и торговли, печати и массовых коммуникаций. Их функции теперь объединены в министерстве экономического развития, которое возглавил Александр Жмайло -- давний знакомый Вадима Бровцева по Челябинску.

Политические и силовые ведомства -- министерство обороны, МИД, комитет госбезопасности и МВД -- перемены не затронули. Там работают прежние руководители. Это значит, что президент, который, кстати, пока возглавляет и созданный в ноябре прошлого года президиум правительства, оставил руководство политическим и силовым блоком за собой. Впрочем, этот блок после признания Россией и введения в Южную Осетию российской армии и пограничников, значит не так уж много. Экономический же блок премьер-министр Вадим Бровцев явно пытается закрепить за собой.

Правда, пока нет ясности в судьбе двух ключевых фигур окружения Эдуарда Кокойты, отвечавших за экономику и восстановление, -- речь о Хасане Плиеве и Зурабе Кабисове. По неподтвержденным данным, они написали или готовы написать заявления об уходе. Если эта информация подтвердится, можно будет считать, что российский назначенец решил задачу «перехвата контроля», а президент Кокойты решил пожертвовать наиболее одиозной частью своей команды, списав на них все проблемы и злоупотребления истекшего года, но сохранив при этом свой личный рейтинг и должность. Такие изменения не могут проходить безболезненно. Однако публично оба первых лица Южной Осетии пока стараются быть максимально тактичными по отношению друг к другу (см. интервью с Вадимом Бровцевым). Очень возможно, что это непосредственный результат поездки г-на Кокойты в Москву на первую годовщину признания Россией независимости Южной Осетии.

Иван СУХОВ