|
|
N°161, 04 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Жизнь удалась
С 5 по 12 сентября в Москве пройдет фестиваль молодой драматургии «Любимовка»
Фестиваль «Любимовка» в этом году отмечает 20-летие. В первый раз семинар молодой драматургии прошел в 1989 году в подмосковном пансионате «Олимпиец», возле Шереметьева. Тогда драматурги Алексей Казанцев, Михаил Рощин, Виктор Славкин, Владимир Гуркин, критики Юрий Рыбаков, Инна Громова, Маргарита Светлакова, Мария Медведева собрали пишущих пьесы молодых людей, чтобы они могли учиться и радоваться компании друг друга. Позже в оргкомитет вошли драматурги Елена Гремина, Ольга Михайлова, Михаил Угаров, Елена Исаева, Ксения Драгунская, Максим Курочкин. На какое-то время семинар переехал в Любимовку -- бывшее имение купцов Алексеевых, родителей Станиславского, и тогда получил свое нынешнее название. С 2006 года его базой и главным партнером стал Театр.doc. -- именно там и проходят читки пьес и другие акции фестиваля.
Читка -- это представление пьесы без декораций, света, музыки, в общем, всего того, что отвлекает зрителей от текста, от его смысла. Вдумчивым зрителям читки нравятся даже больше, чем полноценные представления, а уж для драматурга это чистый восторг. (Если пьеса того стоит -- плохая, скучная, высосанная из пальца только обнажит свои недостатки.)
Читки проходят ежедневно, таким образом, публике представляют десятка три новых произведений любых жанров и форм; участвуют в них совершенно бесплатно, на голом энтузиазме, московские актеры и режиссеры, которым просто интересно поработать со свежим материалом. Зрители тоже ничего не платят -- вход на все мероприятия свободный и ограничен разве небольшим размером помещения. А вот авторов привозят со всей страны -- с помощью частного спонсора и небольших денег от Минкультуры.
Елена Ковальская, артдиректор фестиваля, каждый раз удивляется качеству публики -- такие умные, интересные лица, какие в обычном театре нечасто встретишь. Ковальская и второй отборщик фестиваля Кристина Матвиенко, составляя программу, стараются не пропустить ничего интересного, при этом никак не ограничивают свободу самовыражения участников. В этой лабораторной, экспериментальной свободе и заключается сама суть «Любимовки» -- места, где любой способный и увлеченный человек может попробовать свои силы в дружественной, но требовательной среде.
За 20 лет «Любимовка» сильно менялась, но сегодня фестиваль в очень хорошей форме. Ее обеспечивают открытость и любопытство организаторов -- вокруг «Любимовки» существует столько разных начинаний, что трудно все перечислить. Например, десять лет назад британский театр «Ройал Корт», что устраивает в разных странах практикумы по современной драматургии и технике «вербатим», искал себе партнера в России и нашел «Любимовку». Молодые российские драматурги довольно быстро вошли во вкус британских методов и даже привили к этому культурному дереву несколько диких, но оригинальных ветвей. В этом году «Ройал Корт» снова провел в России семинар, где была представлена новая генерация драматургов: там родилось несколько пьес, которые можно будет увидеть на «Любимовке-2009».
С прошлого года «Любимовка» выступает и продюсером -- вместе с Центром драматургии и режиссуры. Несколько пьес получают возможность стать спектаклями. В этом году были показаны три любопытные премьеры: «Экспонаты» Вячеслава Дурненкова поставил режиссер Алексей Жиряков, очень любопытную и страшную пьесу Валерия Печейкина «Соколы» -- Елена Рейс, а постановку пьесы минчанина Павла Пряжко «Жизнь удалась» (режиссеры Михаил Угаров и Марат Гацалов) критика включила в число лучших спектаклей сезона. Все они будут показаны и на «Любимовке».
Режиссер и драматург Михаил Угаров, один из главных инициаторов, вдохновителей и, пожалуй, центральный идеолог самого движения новой драмы, очень точно сформулировал значение и суть того, что происходит вокруг «Любимовки»: «За 20 лет изменилось так много, что мы и мечтать не могли. Создали свое отдельное королевство, где свои герои, свои злодеи, свои победы и свои поражения. В культурный оборот введено понятие «новая драма»; русская современная драматургия -- одна из самых сильных в мире, говорят британцы (которые, на мой взгляд, лидируют). Создано культурное движение (направление), которое вызывает сильные чувства -- от любви до полной ненависти. Посмотрите в истории театра -- давно ли это было в последний раз?
Что не вышло? То же самое -- вопрос отдельного королевства, которое никоим образом не смыкается с сегодняшним театром (массовым). Ну и что? Театр когда-то разделился окончательно на музыкальный и драматический. Только лучше стало. Театру современному и актуальному пора отделяться от основного корпуса. Но это вопрос времени и общества, которое рано или поздно такой театр востребует. Пока ему хватает театра сервильного».
Конечно, роль лаборатории важнее, чем кажется стороннему наблюдателю, удивляющемуся ее скромным -- по сравнению с заводом -- размерам. Маленькая «Любимовка» -- это несколько десятков, может, сотня молодых людей, и если старшие, те, кто пришел туда два десятилетия назад, уже определяют настоящее нашего театра и кино, то с 5 сентября на фестивале можно будет увидеть тех, кто определит день завтрашний. Понятно, что не все, кто участвует в «Любимовке», становятся известными фигурами. Кто-то остается навсегда в экспериментальном поле; кто-то уходит в большую, чаще всего телевизионную, жизнь; лишь единицы достигают известности и успеха... Но пока есть эта открытая площадка для творческих упражнений, жизнь продолжается, и она, бесспорно, удалась.
Информацию о всех многочисленных проектах новой «Любимовки» можно найти на ее сайте вместе с расписанием событий.
Алена СОЛНЦЕВА