Время новостей
     N°160, 03 сентября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.09.2009
Мир по нотам
Большой фестиваль РНО откроется на сцене Большого театра
Новый проект Российского национального оркестра Михаила Плетнева -- Большой фестиваль РНО (при поддержке Фонда Михаила Прохорова, банка «Зенит» и других) -- откроется 7 сентября на Новой сцене Большого театра и продлится неделю. В фестивальном расписании ровно семь концертов разных жанров, и среди них ни одного проходного. Причем большая часть программ -- это совершенно новые работы оркестра, что для оркестровых фестивалей в нашей местности не слишком характерно.

Например, это Вторая симфония Шумана (10 сентября) и «Волшебная флейта» Моцарта в концертном исполнении с участием сильных европейских солистов (Люси Кроу, Симона Кермес и другие) и Камерного хора Московской консерватории. Ее публика сможет услышать 8 сентября (на следующий день после программы-открытия с двумя симфониями Чайковского -- 5-й и «Патетической»), причем практически без музыкальных купюр (сокращены только разговорные диалоги).

Еще одним сюрпризом 12 сентября обещает стать Сюита из балета «Лебединое озера», составленная Михаилом Плетневым по рукописи первой редакции Чайковского 1882 года, в свое время не изданной и позднее переработанной. Здесь обещают музыку, которой публика никогда не слышала, и сохранение драматургии, что не часто бывает в балетных сюитах.

В подготовке программы с музыкой Грига к драме Ибсена «Пер Гюнт» (11 сентября) принял участие еще один участник РНО -- концертмейстер оркестра Алексей Бруни, проделавший для проекта огромную литературную работу (ему пришлось сократить пьесу, диалоги и переложить в стихотворную форму в том числе прозаические комментарии Ибсена). Музыка и здесь прозвучит целиком -- от первой до последней ноты, причем Плетнев собирал их по разным изданиям.

Перечень солистов, которых фестиваль пригласил для участия в программах, также любопытен. Английского пианиста Стивена Хафа (он играет Первый концерт Чайковского 10 сентября) Плетнев считает одним из лучших пианистов сегодняшней мировой сцены. Он отмечает еще скрипача Сергея Крылова, кларнетиста Майкла Коллинза, а объясняя, кто такой Конрад Тао (фортепиано), говорит, что местной публике должно быть интересно узнать о существовании и на Западе своих вундеркиндов.

Фестиваль этого года (уже планируются следующие) посвящен Чайковскому, поскольку, по словам Плетнева, это именно тот композитор, который может современному слушателю дать мир и утешение.

Некоторого рода мир теперь должен настать и в оркестровой российской среде, поскольку РНО открывает свой фестиваль и сезон в новом статусе -- теперь это государственный оркестр, и споры о том, «может ли государство поддерживать частный оркестр», бывшие недавно столь бурными, теперь затихнут за неимением самого предмета спора. Сам Михаил Плетнев прокомментировал ситуацию так: «18 лет мы работали, как все мировые оркестры. Которые не являются ни объектом государственной собственности, ни предметом государственных интриг, но которых тем не менее поддерживают и государство, и частные структуры. Постепенно стало понятно, что существование в такой форме здесь уже невозможно. Как бы хорошо мы ни играли, что бы ни делали, это вызывало столько злости и зависти, что нам это надоело. Так что теперь мы будем существовать в той форме, в которой здесь принято».

Юлия БЕДЕРОВА