|
|
N°96, 31 мая 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Туркменский бросок на юг
Желающих платить за трансафганский газопровод пока нет
Вчера в Исламабаде лидеры Туркмении, Пакистана и Афганистана подписали договор о строительстве газопровода, по которому туркменский газ через афганскую территорию должен потечь в Пакистан.
Таким образом сделана очередная попытка реанимировать амбициозный трансафганский проект, обсуждающийся с начала 90-х годов прошлого века. Согласно проекту газовая труба длиной 1460 км должна соединить туркменское месторождение Довлетабад с пакистанским городом Мултан. Почти половина маршрута пролегает через афганские города Герат и Кандагар. Параллельно газовой трубе предполагается проложить автомобильную и железнодорожные трассы.
Инициатором этой идеи был в свое время президент Туркмении Сапармурат Ниязов -- газопровод в Южную Азию представлял собой для Ашхабада экономически выгодную возможность выйти со своим газом на мировые рынки и обеспечивал независимость Туркмении от России. До сих пор единственная инфраструктура, по которой могут транспортироваться туркменские углеводороды, -- это газопровод через российскую территорию.
Первым за реализацию этого проекта почти десять лет назад взялась аргентинская компания Bridas, но затем ее отношения с Ашхабадом испортились, и за дело взялась американская Unocal. Однако в 1996 году, с приходом к власти в Кабуле талибов, американцы отложили проект до лучших времен.
И вот, видимо, эти времена наступили. О серьезности нынешних намерений говорит то, что подписи под исламабадским соглашением поставили лидеры -- Сапармурат Ниязов, Первез Мушарраф и Хамид Карзай. Почему в Исламабад прибыл Туркменбаши, объяснять не требуется: он самое заинтересованное в проекте лицо. Чрезвычайно важны масштабные экономические инициативы и для г-на Карзая. Через десять дней в Афганистане начинает работу лойя джирга, совет старейшин, решения которого определят состав будущей власти в стране. И обещания огромных инвестиций могут помочь временному афганскому лидеру придать своему статусу более долговременный характер. Однако наиболее интригующей сегодня выглядит роль в этой затее Пакистана, особенно на фоне все более обостряющегося конфликта с Индией из-за Кашмира. Противостояние двух ядерных держав вряд ли создаст благоприятный инвестиционный климат в регионе.
Но даже если подобная опасность будет преодолена, для реализации трансафганского проекта остается еще решить такие «пустяковые» проблемы, как его финансирование (а это 2--3 млрд долларов) и создание консорциума заинтересованных компаний. Пока нет ни одной компании, которая публично заявила бы о своем интересе к проекту. Российский «Газпром» и компания «Итера», чьи представители уже вели переговоры об участии в строительстве и даже зондировали эти планы в Исламабаде, избегают публичных комментариев на эту тему. Если вспомнить, как долго и упорно мировые нефтяные бароны сопротивлялись давлению Вашингтона, лоббировавшего их участие в строительстве нефтепровода Баку--Джейхан, то можно себе представить, каких усилий будет стоить Ашхабаду, Исламабаду и Кабулу проталкивание этого начинания.
Аркадий ДУБНОВ