|
|
N°160, 03 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Неадекватное предложение
Бельгийцы готовы больше заплатить за Opel
Инвесткомпания RHJ сделала новое предложение о покупке актива американского автоконцерна General Motors -- немецкого Opel. Теперь бельгийцы намерены заплатить за акции Opel 300 млн евро, на 25 млн евро больше прежнего. Более того, им будет достаточно получить госгарантии от правительства Германии на 3,2 млрд евро с возвратом кредитов к 2013 году, тогда как ранее речь шла о 3,8 млрд с намерением погасить займы в 2014-м.
Германскую сторону предложение бельгийцев не удовлетворило. Правительство ФРГ считает его «недостаточным и неадекватным» и по-прежнему отдает предпочтение консорциуму канадской Magna и российского Сбербанка, сообщило вчера агентство Bloomberg со ссылкой на свои источники.
Как известно, правительство Германии уже пообещало предоставить консорциуму Magna--Сбербанк госгарантии на 4,5 млрд евро. При этом альянс готов заплатить за Opel 350 млн евро сразу и 150 млн евро в виде конвертируемых облигаций и выразил готовность сохранить максимальное число рабочих мест на немецких заводах. Заявка, впрочем, по-прежнему не нравится GM, который отдает явное предпочтение RHJ.
Ситуация вокруг сделки обостряется. Появляется все больше шансов, что длящиеся уже полгода переговоры GM с потенциальными покупателями, завершатся неудачей и американская компания попытается сохранить контроль над Opel. 25 августа газета The Financial Times со ссылкой на свои источники сообщила, что GM может отказаться от идеи продать Opel, а вместо этого привлечет порядка 3 млрд евро у правительств США, Великобритании и Испании на восстановление немецких активов. Недовольные такой новостью рабочие Opel предупредили, что выйдут на демонстрацию перед посольством США, если GM не примет решение о продаже завода в ближайшие дни. Решения принято не было, не было и попыток провести митинг.
В понедельник Frankfurter Rundschau сообщило, что один из крупнейших профсоюзов Германии IG-Metall потребовал принять решение о продаже Opel до открытия 17 сентября во Франкфурте Международной автомобильной выставки (IAA). На автосалоне должна состояться презентация новой модели Opel Astra, с которой находящийся на грани банкротства немецкий автопроизводитель связывает большие надежды на будущее. По мнению экспертов, новинка Opel «в технологичном смысле равнозначна Golf Volkswagen». «Если до выставки грызня (вокруг Opel. -- Ред.) не закончится, это поставит под угрозу успех Astra. Ущерб для компании будет огромен», -- цитировало РИА Новости слова руководителя окружного отделения IG-Metall, члена наблюдательного совета Opel Армина Шильда.
Пока же основным возражением GM против канадско-российского консорциума является возможность утечки высокотехнологичных разработок Opel в Россию. По данным германского Spiegel, GM готов продать Opel канадской Magna, но только без участия в консорциуме Сбербанка и группы ГАЗ. Впрочем, канцлер Германии Ангела Меркель в недавнем интервью газете Handelsblatt заявила: «Я не вижу такой угрозы утечки «ноу-хау». А вообще-то, если надо, можно принять меры предосторожности в договорах. Во времена Советского Союза у FIAT было сотрудничество с СССР. Я не вижу, чтобы это привело к творческому опустошению итальянской автоиндустрии. Русский рынок интересен».
Некоторые западные аналитики с нею согласны и отмечали, что страхи GM, связанные с продажей актива, преувеличены, ведь даже если ГАЗ в конце концов и получит технологии Opel, ему потребуются годы, чтобы выпустить первые машины на их основе. Скорее всего, GM тянет время, надеясь, что после выборов в бундестаг, которые пройдут 27 сентября, изменится позиция германской стороны.
Впрочем, пока известно, что глава МИД Германии и соперник г-жи Меркель в борьбе за пост канцлера Франк Вальтер Штайнмайер тоже выступает за продажу Opel компании Magna. «Деньги немецких налогоплательщиков будут выделены только на одну концепцию, которая сохранит все четыре завода Opel (в Германии) и обеспечит им хорошее будущее», -- сказал он. Как подчеркнул министр, люди будут покупать машины Opel лишь при полной уверенности в том, что эта марка просуществует долго и им будет оказан полный гарантийный и последующий сервис.
Заседание правления Ceneral Motors, на котором планируется выбрать покупателя Opel, намечено на 8 сентября. Но мало кто верит в то, что эта дата станет судьбоносной для немецкого производителя.
Ирина ЦЫРУЛЕВА