|
|
N°160, 03 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Угроза преувеличена
Тегеран готовит ядерные предложения
Ядерная проблема Ирана становится все более запутанной, а ведущие мировые державы никак не могут договориться о том, действительно ли Тегеран создает атомную бомбу, и если да, то как ему противодействовать. Это показала состоявшаяся вчера под немецким городом Франкфурт-на-Майне встреча политдиректоров внешнеполитических ведомств «шестерки» по Ирану, в которую входят пять постоянных членов Совета Безопасности ООН (Россия, США, Китай, Великобритания и Франция), а также Германия. Россию представлял замминистра Сергей Рябков.
В ходе прошедших за закрытыми дверями консультаций никаких решений принято не было. По словам официального представителя германского МИДа Йенса Плетнера, встреча дала возможность «совместно оценить ситуацию и проконсультироваться насчет возможных вариантов переговоров на предстоящие месяцы». Новую встречу планируется провести на более высоком уровне «на полях» открывающейся 15 сентября в Нью-Йорке сессии Генассамблеи ООН.
Запад во главе с США настаивает на введении против Тегерана новых санкций за его упорный отказ приостановить обогащение урана. Россия и Китай отстаивают более сдержанный подход. Ситуацию еще более запутали вывод Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) о том, что Иран снижает темпы обогащения урана, и обещания иранцев представить новые предложения по решению своей ядерной проблемы.
Накануне вчерашней встречи, первой за период с 8 апреля, когда представители «шестерки» собирались в Лондоне, секретарь Высшего совета нацбезопасности Ирана (ВСНБ) Саид Джалили сообщил о подготовке «нового пакета предложений», касающихся дальнейших переговоров по ядерному досье. Он не привел деталей, заявив лишь, что новые предложения преследуют цель укрепить «справедливость, мир и прогресс». По его словам, Иран «готов к сотрудничеству по тем вопросам, которые вызывают международную озабоченность». Однако Йенс Плетнер вчера подтвердил, что члены «шестерки» «не получили по официальным каналам от иранского правительства на этот счет ни одного сообщения».
Сообщая об инициативах, иранская газета «Техран таймс» напомнила вчера о подготовленном гендиректором МАГАТЭ Мухаммадом аль-Барадеи новом докладе, который, по ее словам, «подтвердил, что Иран улучшает сотрудничество» с агентством. Вчера же сам г-н аль-Барадеи заявил журналистам, что угроза, исходящая от ядерной программы Тегерана, преувеличена: «Мы не видели конкретных свидетельств того, что у Тегерана есть продолжающаяся военная атомная программа». «Многие говорят о том, что иранская ядерная программа является величайшей угрозой миру. По многим причинам я считаю, что эта угроза преувеличена». «Идея, что мы завтра проснемся, а у Ирана будет атомное оружие, не подкрепляется фактами, которыми мы располагаем», -- заявил гендиректор МАГАТЭ. Тем не менее аль-Барадеи озабочен «будущими намерениями Ирана» и призывает иранцев быть более открытыми с агентством и международным сообществом.
Доклад МАГАТЭ оставляет немало вопросов. В документе говорится, что «существует несколько нерешенных проблем, которые вызывают нашу озабоченность и которые необходимо прояснить, чтобы определить возможные масштабы иранской ядерной программы». Эксперты МАГАТЭ сообщили, что иранские власти позволили им провести инспекции на ядерных объектах в Натанзе и Араке, однако они по-прежнему лишены возможности получить все необходимые документы и материалы.
Особое недоумение у экспертов МАГАТЭ вызвало неожиданное уменьшение количества центрифуг по обогащению урана в исследовательском центре в Натанзе. Вопреки заявлениям иранских официальных лиц об успехах в развитии национальной ядерной программы, общее число центрифуг за летние месяцы сократилось более чем на 300. По данным МАГАТЭ, в настоящее время их насчитывается немногим более 8 тыс. Это намного уступает заявленным Тегераном в качестве конечной цели 54 тыс. Доклад аль-Барадеи не объясняет данный факт, а эксперты МАГАТЭ в частных беседах предполагают, что снижение темпов обогащения урана может быть связано с обострением внутриполитической ситуации в Иране после президентских выборов 12 июня.
«Ситуация в стране действительно остается напряженной», -- подтвердил «Времени новостей» эксперт по Ирану из Института востоковедения РАН Владимир Сажин. По его словам, «несмотря на спад уличных выступлений, в Иране продолжается сложная «подковерная» борьба в высших эшелонах власти. В настоящее время в Иране консолидируются противостоящие друг другу силы -- сторонники президента Махмуда Ахмадинежада и достаточно сильный, хотя и неоднородный по составу лагерь его противников, что чревато продолжением противостояния».
Возможно, именно сложные процессы в иранской политической элите объясняют появление в последние дни сведений о некоем пакете предложений, представленном еще в мае высшему руководству страны во главе с аятоллой Али Хаменеи. Согласно сообщениям ряда СМИ, иранские «прагматики» во главе с экс-кандидатом в президенты Ирана бывшим главой «Корпуса стражей исламской революции» Мохсеном Резаи призвали власти приостановить обогащение урана, то есть выполнить требование мирового сообщества. Чтобы отвести от себя обвинения в предательстве национальных интересов, авторы идеи подчеркнули, что данная приостановка должна иметь «ограниченные рамки и период действия». Однако, судя по всему, аятолла Али Хаменеи категорически отверг подобный шаг, а постпред Ирана при МАГАТЭ Али Асгар Солтание прокомментировал ситуацию словами, что «не слышал о подобных вещах».
В этих условиях новое предложение, о котором сообщил секретарь ВСНБ, может являться результатом определенного компромисса в иранской властной элите. Тем не менее «значимость разногласий по национальной ядерной программе в иранском истеблишменте не стоит переоценивать», -- полагает собеседник «ВН». «Даже в случае прихода к власти в Иране противников Ахмадинежада во главе с экс-премьером Мирхоссейном Мусави ядерная проблема страны не будет решена в одночасье. Мусави мог бы пойти на прямой контакт с США и «шестеркой», однако он как человек системы не стал бы кардинально менять внутренний и внешний курс», -- уверен эксперт.
Заявления Тегерана о новых предложениях вроде бы подтверждают правильность российского подхода к иранской ядерной проблеме. Глава МИД России Сергей Лавров подчеркнул накануне вчерашней встречи «шестерки», что в Москве по-прежнему не видят «разумной альтернативы политико-дипломатическому решению» ядерной проблемы Ирана: «Каких бы сторон поведения Тегерана это ни касалось, лучшим способом воздействия извне на формирование его намерений является не изоляция, не угрозы применения силы, а полномасштабное вовлечение в сотрудничество. Только так можно сделать объективные ставки в деле поддержания стабильности и безопасности в прилегающем регионе и мире в целом».
Однако США и их западные союзники, похоже, теряют терпение. По словам официального представителя госдепартамента США Иэна Келли, последний доклад гендиректора МАГАТЭ «ясно показывает, что Иран по-прежнему в недостаточной степени сотрудничает с международным сообществом». Иранцы «по-прежнему отказываются приостановить всю деятельность, связанную с распространением ядерных технологий», -- настаивают в Белом Доме. Госдеп США уже заявил, что ждет от Тегерана замораживания обогащения урана до сессии Генассамблеи ООН. Если иранцы не пойдут на уступки, за их ядерное досье возьмутся участники саммита «двадцатки» ведущих стран мира в американском Питсбурге 24--25 сентября. Там вопрос о новых антииранских санкциях может быть переведен в практическую плоскость.
Петр ИСКЕНДЕРОВ