|
|
N°159, 02 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не долетая до дна
На восстановление российского рынка IT-услуг уйдет больше времени, чем рассчитывали
Аналитическая компания IDC опубликовала годовой отчет о состоянии российского рынка IT-услуг. Согласно исследованию Russia IT Services 2009--2013 Forecast and 2008 Analysis, доля IT-услуг в общем объеме отрасли составила порядка 20%. Объем рынка IT-услуг в 2008 году превысил 5,22 млрд долл., что соответствует годовому приросту в 18,7%. В рублях аналогичный показатель составил 15,4%.
Еще год назад IDC прогнозировала, что к 2009 году рынок IT-услуг вырастет с 4,4 до 8 млрд долл., увеличившись вдвое по сравнению с 2006 годом. Мировой экономический кризис изменил прогнозы. Теперь, как считают специалисты IDC, прохождение российским IT-рынком дна придется на текущий год, затем он начнет медленно восстанавливаться. То, что рынок еще не достиг дна, считают и в компании ЛИНЭКС/REAL-IT. Вполне вероятно, что падение продолжится. Об этом свидетельствует сокращение числа заключенных контрактов за последние шесть месяцев.
В ЛИНЭКС/REAL-IT утверждают, что темпы падения российского IT-рынка сегодня самые быстрые в мире. Причину бесславного рекорда глава ЛИНЭКС Сергей Карелов видит в популярности у отечественных компаний "неконкурентных методов борьбы", которые вытесняют конкурентные методы повышения эффективности, в том числе использование IT.
Само падение будет глубоким, а выход из него IDC предрекает долгий: в 2013 году объем российского рынка IT-услуг составит 4,73 млрд долл., другими словами, даже не достигнет докризисного уровня прошлого года, прогнозирует IDC.
В IDC подсчитали, что структура IT-услуг в 2008 году практически не изменилась по сравнению с ситуацией в 1997 году: сегмент системной интеграции составил 31,9% рынка, направление консалтинга по внедрению софта и разработки заказного ПО -- 28,6%, установка и поддержка оборудования и ПО -- 17,5%.
Доля IT-аутсорсинга -- 12,4%, консалтинга информационных систем -- 5,7%, IT-обучения и тренингов -- 3,9%. Среди потребителей IT-услуг в России первое место занимает государство -- 19,2% от общих затрат на IT-услуги в стране (за год их доля подросла на 3%). Финансовый сектор с 16,9% занимает вторую строчку, доля телекома составила 13%. Энергетические компании замыкают четверку с долей 12,9%.
Отметим, что темпы роста IT-услуг в 2008 году были значительно ниже, чем в предыдущие годы (в 2007-м -- 47 и 39%, в долларах и рублях соответственно). Неудивительно: IT-индустрия -- обслуживающая отрасль в экономике. Снижение темпов ее роста сказалось и на способности к росту IT-отрасли.
Рецепты от рецессии
Наименьшее влияние кризис окажет на те услуги IT, без которых заказчики просто не могут обойтись, а также те, которые принесут им ощутимую экономию затрат в краткосрочной перспективе или будут способствовать расширению бизнеса, считают в IDC. К таким услугам аналитики отнесли IT-консалтинг и различные формы аутсорсинга.
Ведущий аналитик IDC Александр Прохоров советует участникам рынка воспользоваться временным затишьем, с тем чтобы пересмотреть свое портфолио решений и к моменту восстановления нормальной работы рынка иметь на вооружении новые конкурентные предложения. Одной из таких подготовительных мер может стать, например, наем сотрудников с редкой специализацией. Когда рынок IT-услуг начнет восстанавливаться -- а по прогнозам IDC, это должно случиться уже в следующем году, -- поставщики будут укомплектованы квалифицированными кадрами, способными обеспечить своим работодателям конкурентные преимущества.
Под грифом "секретно"
Вторая часть отчета -- анализ структуры бизнеса и его объемов самих поставщиков IT-услуг -- выйдет в ближайшее время. В отличие от первой части вторая хотя и будет опубликована, но публично представлена общественности (как в прошлом году) не будет, сообщили в IDC. Предположим (и вряд ли будем далеки от истины), что на такую закрытость повлияли два фактора. Во-первых, вряд ли IDC удалось собрать достаточное количество анкет от участников рынка, чтобы провести полноценный анализ. В кризис компании не спешат делиться своими финансовыми показателями. К примеру, от участия в исследовании ЛИНЭКС/REAL-IT второго квартала 2009 года отказалось 42% компаний, ответивших на вопросы аналитиков три месяца назад. Это означает, что отчетность выглядит столь неутешительно, что компании просто боятся ее показывать, считает глава ЛИНЭКС Сергей Карелов.
Во-вторых, публичный анонс исследования структуры и объема рынка IT-услуг, сделанный два года назад ЛИНЭКС вместе с IDC, основательно встряхнул участников этого сегмента IT-индустрии.
Напомним, что тогда был опубликован "индекс доверия" российским IT-компаниям. Под ним подразумевалась степень доверия аналитиков к предоставляемым компаниями данным об объемах выполненных ими работ. Оказалось, что девять из 25 крупнейших игроков завышают показатели на четверть, а особо азартные игроки -- на 125% и больше. В результате общая оценка рынка IT-услуг снизилась до 2,99 млрд долл., его рост замедлен с 43 до 23%, а доля десяти ведущих компаний составила не половину его, а скромные 33%.
Спустя год погрешность в декларируемой российскими IT-компаниями выручке от IT-услуг снизилась в 3,7 раза. Напомним, что по итогам 2007 года в top-10 ведущих поставщиков IT-услуг по версии IDC вошли IBS, "Техносерв А/С", "Крок", "Оптима", "Ланит", "Компьюлинк", "Ай-Теко", HP, EPAM и R-Style. Вместе они занимали 41,5% всего рынка. Если же считать субконтракты и офшорные заказы, т.е. экспортируемые IT-услуги, то тройка лидеров выглядит так: IBS (6,9%), "Техносерв A/C" (6,2%) и «Крок» (6,0). За вычетом же офшоринга и субконтрактов тройка будет выглядеть иначе: "Техносерв A/C" (6,5%), «Крок» (6,2%) и IBS (5,7%).
Лидером в сегменте услуг системной интеграции в IDC по итогам 2007 года признали компанию «Крок» с долей 18,5% от рынка (включая субконтракт, но без офшоринга). Вторым идет "Техносерв A/C" (13,9%), затем "Компьюлинк" (9,6%).
Андрей КОЛЕСОВ, Виктория МУСОРИНА, iToday.ru, -- специально для «Времени новостей»