|
|
N°160, 03 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Нижние «подвели интригу»
Актеры нижегородского ТЮЗа защищают свое право на творчество
История, которая сегодня разворачивается в Нижнем Новгороде, не единичный случай. Хотя пока в других городах актеры голодовки не объявляют. Но, как рассказал главный режиссер ТЮЗа Владимир Золотарь, выражают голодающим свою поддержку, хорошо понимая, что защищают сегодня нижегородцы не только себя.
Дело в том, что причиной протеста стало не столько назначение новых директора и художественного руководителя (это скорее горький повод), сколько отсутствие взаимопонимания с руководством города, а это случается не только в Нижнем. У власти -- свои интересы, у театра -- свои, зрителей же в принципе никто не спрашивает, тем более что настоящей публики не то что в провинции, в Москве сегодня практически нет.
Нижегородский ТЮЗ не значится среди самых известных театров страны, но еще недавно коллектив театра имел надежду на прорыв -- по приглашению тогдашнего руководителя департамента культуры Сергея Щербакова в 2006 году театр возглавил один из самых известных театральных режиссеров, работающих в провинции, -- Вячеслав Кокорин, чья репутация сама по себе гарантировала определенный результат. И действительно его спектакль «Последние» по пьесе местного уроженца Максима Горького получил «Золотую маску» -- высшую награду театрального сообщества, театр стал выезжать на фестивали, а после появления в 2008 году молодого, но многообещающего режиссера Владимира Золотаря, разделившего с Кокориным руководство театром, актеры и впрямь поверили в свою счастливую звезду. То есть с точки зрения большинства активно работающих в театре творческих людей (не только актеров, но и других членов коллектива) то, что театр охотно приглашают в разные города, в том числе в Москву, что о них пишет пресса, что в планах стоят новые имена, что идет поиск нестандартных форм, что в Нижний намерен переехать продвинутый и раскрученный фестиваль «Реальный театр» -- само по себе является достижением.
Но это только одна сторона.
Есть и другая. Пока главным по культуре в области был Сергей Щербаков, в прошлом актер того же самого ТЮЗа, человек театральный, современный, поработавший в Москве в Музыкальном театре заместителем директора, всем этим новациям и планам был зеленый свет. Понятно, что и деньги находили, и понимание. Но в январе Щербаков ушел -- как официально объявлено, по собственному желанию и в связи с семейными обстоятельствами. И на освободившееся место тут же был назначен новый начальник -- Михаил Грошев, именно в это время уволившийся с поста вице-мэра Нижнего Новгорода. Как вице-мэр Грошев, по мнению комментаторов, был не очень успешен, к тому же в области проводится реорганизация управленческого аппарата. Но номенклатуру у нас, как известно, берегут -- перекидывают на другие ответственные участки. К тому же Грошев уже руководил культурой в Нижнем -- с 1992 по 1998 год. А до того двенадцать лет бывший слесарь завода «Красная Этна» работал директором разных домов культуры. Назначение его многие приветствовали: «Человеку с таким колоссальным опытом в культуре не потребуется тайм-аут на раскачку», -- радовалась директор Нижегородского театра оперы и балета Анна Ермакова.
Вновь став директором департамента культуры, Грошев начал наводить порядок в отрасли. И почти сразу прекратил финансирование нижегородского отделения РАТИ-ГИТИСа, который был открыт Кокориным при ТЮЗе, поскольку «курс функционировал в нарушение федерального закона об образовании». Однако актеры указывают, что в других областях, где сложилась похожая ситуация, сумели как-то найти способ продолжить обучение студентов. Но не в Нижнем.
Любимец бывшего начальника, нижегородский ТЮЗ, был посажен новым руководством на голодный паек -- урезали смету на реконструкцию (а вот театру оперы и балета не урезали)... После закрытия курса принял решение покинуть город Кокорин -- он вернулся в Екатеринбург, оставив театр на Золотаря, который тоже пребывал в растерянности: «Я не очень понимаю свое будущее в театре в отсутствие Кокорина, курсов и бывшего руководителя департамента культуры области Сергея Щербакова».
Зато у Грошева с будущим проблем нет: "Коллектив департамента культуры мне знаком. А задачи департамента культуры вполне понятны", -- уверенно подтвердил он, принимая пост. А в августе Грошев назначает директором театра «своего» человека -- Максима Крохина, профессионального управленца, работавшего с Грошевым в аппарате полномочного представителя президента РФ в Приволжском федеральном округе. Крохин тут же столкнулся с тем, с чем в любом театре сталкивается директор, -- с полной невозможностью привести реальность в согласие с законами, потому что законы установлены без учета реальных нужд театра. Тут на помощь ему и был призван «профессионал с театральным опытом» -- бывший главный режиссер ТЮЗа, уволенный Сергеем Щербаковым, Виктор Симакин. После чего Крохин написал заявление в прокуратуру, изложил список выявленных финансовых и иных нарушений в деятельности театра и попросил провести соответствующую проверку.
Здесь хотелось бы остановиться, потому что у любого процесса есть две и больше стороны. Так вот со стороны актеров (тех, кто сегодня голодает, подписывает письма протеста, обращается за помощью к общественности), хорошим театр стал при Кокорине--Золотаре. Но вот с точки зрения других людей назначение Кокорина выглядело «полным провалом». Этим другим людям очень нравились «интеллигентные», «классические» постановки Симакова, которого обижала столичная критика, а вот фестиваль «Золотой витязь» привечал. И не нравилось, что в «Собачьем сердце» Золотаря актер, играющий роль Шарикова, выходил на сцену обнаженным. И то, что в спектакле «Ангелочек, или Сексуальные неврозы наших родителей») девочка оказывается -- о, ужас -- беременной. Еще не нравилось, что для постановок детских спектаклей приглашают молодых режиссеров из Петербурга, а те выкаблучиваются и устраивают из театра цирк какой-то, где актеры играют на скрипке под потолком... И в общем, вся эта суета вокруг фестивалей, лабораторий, новых пьес казалась им непонятной и неприятной. А на это уходят деньги, которых и так не хватает, театр-то в долгах. Приезжим нужно жилье, театр снимает им квартиры. А во имя чего, собственно? И эти люди тоже писали письма в СТД и губернатору, жаловались на Кокорина и даже увольнялись из театра.
А теперь скажите -- как в такой ситуации вести себя руководству? Кого слушать? Тем более Кокорин уехал. Золотарь -- в творческом отпуске. А в области -- 15 театров... У чиновников -- своя логика.
В общем, новый директор распорядился всякие поездки отменить, сезон не начинать, спектакли снять, а старые постановки возобновить. Актеры попытались сопротивляться, писать письма, выступать. Тогда на помощь руководству пришли хорошо управляемые местные СМИ, в репортажах которых конфликт выглядел частным случаем, недовольством нескольких упрямых актеров.
И вот 27 августа после спектакля «Бременские музыканты» труппа объявила о начале голодовки. Ситуация окончательно зашла в тупик. Шесть дней актеры голодали -- сначала их было мало, потом больше, к 1 сентября голодающих стало 24 человека. Некоторым становилось плохо, приезжала «скорая», но вчера появилась комиссия из СТД под руководством Евгения Стеблова, и голодовку решили временно прекратить. Впрочем, комиссия пока не приняла чью-либо сторону, однако признала, что налицо конфликт труппы и что вызван он «противоречиями самой должностной структуры театра», в котором фактически узаконено двоевластие.
По-моему, дело все-таки не в театре. Поправить кое-что не мешало бы в другом месте. Например, в головах... Если государство берется управлять культурой, то хорошо бы оно понимало, зачем, куда и с какой целью оно ее ведет... Впрочем, это не только к культуре относится.
Алена СОЛНЦЕВА