|
|
N°159, 02 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Динамит в Исламабаде
США могут сократить расходы на ядерную безопасность в России
Россия больше не входит в число стран, вызывающих обеспокоенность США в связи с возможными «несанкционированными» утечками ядерных материалов. Об этом, как стало известно «Времени новостей» из осведомленных источников, говорится в готовящемся докладе президента США Барака Обамы конгрессу по проблемам глобальной ядерной безопасности.
До сих пор Вашингтон возлагал особую роль в обеспечении ядерной безопасности на постсоветском пространстве на программу «Совместное сокращение угрозы», более известную, как программа Нанна--Лугара. Конгресс США одобрил ее в 1991 году по инициативе двух сенаторов -- республиканца Ричарда Лугара, ныне одного из руководителей сенатского комитета по иностранным делам, и демократа Сэма Нанна. Программа предусматривает оказание помощи России в ликвидации оружейного плутония и урана, а также демонтаж тысяч единиц ядерного оружия из советских арсеналов. На эти цели США ежегодно тратят 450 млн долларов.
В рамках программы Нанна--Лугара уже демонтировано более 2 тыс. межконтинентальных ракет, 1 тыс. ракетных пусковых установок, деактивировано более 7 тыс. ядерных боеголовок. Программа содействует также ликвидации биологического и химического оружия. Однако с приходом в Белый Дом Барака Обамы в США активизировались сторонники расширения сферы применения программы -- они полагают, что проблема ядерной безопасности уже не ограничивается избавлением от ядерного наследия «холодной войны», появились новые факторы риска, такие, как ядерный терроризм. К тому же президент Обама объявил обуздание ядерной угрозы в глобальном масштабе одним приоритетов политики США.
По данным источников «ВН», администрация США всерьез изучает возможность переориентации программы Нанна--Лугара на Пакистан и ряд «пороговых стран». В Вашингтоне, в частности, встревожены отказом Исламабада поддержать инициативу женевской Конференции ООН по разоружению о запрете на производство расщепляющихся материалов. «Пакистан -- это динамит, заложенный под фундамент глобальной ядерной безопасности. Здесь сразу несколько мощных «зарядов» -- и война в соседнем Афганистане, и «Талибан», и «Аль-Каида», -- заметил в разговоре с «ВН» академик РАН Роальд Сагдеев, проживающий ныне в США. «Пакистанский театр военных действий приобрел особое значение для всех, кто так или иначе причастен к национальной безопасности США», -- заметил «ВН» глава вашингтонского Никсоновского центра, политолог Дмитрий Саймс.
Американцы явочным порядком уже применяли действие программы Нанна--Лугара в других странах. В 2002 году из Сербии было вывезено около 50 кг ядерных материалов оружейного назначения. В начале 2007 года США оказали помощь Албании по уничтожению запаса химического оружия. В том же году в Вашингтоне обсуждали возможность применения программы в КНДР. Эти планы были сорваны из-за резкого ухудшения ситуации вокруг северокорейской ядерной программы.
Тем временем в России ситуация с ядерной безопасностью по сравнению с 1990-ми годами коренным образом улучшилась. Следовательно, ей теперь не обязательно перечислять средства в прежних объемах, полагают в администрации США. В Вашингтоне с «оптимизмом» смотрят на сотрудничество с Москвой в ядерной сфере, которое в ближайшее время может быть усилено договоренностями в области разоружения, заметил «ВН» старший научный сотрудник американской Ассоциации по контролю над вооружениями Грег Тильманн. По его словам, президент Обама «жмет на газ, двигаясь навстречу российским озабоченностям», и не исключено, что США «действительно откажутся от размещения элементов противоракетной обороны в Польше и Чехии, как об этом пишут газеты».
Планы Вашингтона в отношении программы Нанна--Лугара американские «ястребы» решили использовать как повод для нападок на сторонников сотрудничества с Москвой. На это указывает появившаяся на днях в правоконсервативной газете «Уолл-стрит джорнэл» статья эксперта Гудзоновского института Габриэля Шонфельда с призывом к полному отказу от действия программы в России. Во-первых, «смута в России давно закончилась», во-вторых, «российская экономика растет», а в-третьих, раз уж Москва тратит гигантские суммы на создание новых систем вооружений, ей вполне под силу самой позаботиться и об уничтожении собственного ядерного оружия, пишет г-н Шонфельд.
«Такие выпады из-за океана не новость. Ответ Москвы всегда сводился к следующему: мы способны проводить модернизацию своих вооруженных сил вне зависимости от программы Нанна--Лугара», заметил «ВН» заведующий отделом разоружения и урегулировании конфликтов Института мировой экономики и международных отношений РАН, зампред комитета «Ученые за глобальную безопасность» Александр Пикаев. Сейчас финансовые возможности России резко возросли, несмотря на кризис: «Москва сама постепенно теряет интерес к американской помощи». Тем не менее в России, по словам г-на Пикаева, всегда без восторга относились к попыткам переместить программу Нанна--Лугара в другие страны и вряд ли обрадуются этому сейчас: «Все-таки лучше, когда все средства поступают только в ваш карман».
Эксперт «ВН» сомневается в том, что Вашингтон свернет действие программы в России, ведь с ее помощью США сохраняют возможность контроля за целевым расходованием средств на укрепление ядерной безопасности, включая установку новых систем защиты на российских ядерных объектах. К тому же транспарентность программы обеспечивает американцам «определенный доступ к российскому ядерному комплексу, чего в ином случае может и не быть». Наконец она стала важным позитивным элементом российско-американских отношений: «Отказаться от нее в момент, когда Москва и Вашингтон пытаются эти отношения восстановить, политически нецелесообразно».
Противники программы Нанна--Лугара в Америке умалчивают о том, что она оказалась выгодна их собственной стране, замечает академик Сагдеев. Между тем около 20% электроэнергии, произведенной на АЭС в США, получено за счет использования в разбавленном виде советского оружейного урана, поставленного за океан в рамках программы. «Американский сыр, как всегда, оказался небесплатным», -- сказал ученый в беседе с «ВН».
Борис ЮНАНОВ