|
|
N°96, 31 мая 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В ГДР малышей любили больше
Восток приводят в пример Западу
Грустная старая сказка про крысолова из Гамельна, который увел из города всех детей, чтобы наказать его жителей за алчность, грозит уже в ближайшие годы стать в Германии неприятной реальностью: в стране неуклонно падает рождаемость. Накануне Всемирного дня защиты детей федеральное управление статистики в Висбадене обнародовало последние данные. За весь прошлый год в ФРГ появилось на свет всего 730 тысяч младенцев -- для 80-миллионной страны это очень мало, и это на 30 тысяч меньше, чем в 2000 году. Интересно, что, комментируя эти данные, многие ученые ссылаются на «передовой» опыт бывших социалистических стран, даже на опыт ГДР.
Например, известно, что немцы все реже вступают в брак. Само по себе это тревоги у ученых не вызывает. «Брак сегодня стал просто одной из многих моделей жизни, -- поясняет социолог Карл Ленц из Дрездена. -- Еще совсем недавно обязательный и пожизненный брачный союз был единственной культурной реальностью, но сейчас стали социально приемлемыми и другие варианты». Тем не менее сегодня на востоке Германии до 40% детей рождается вне брака, да и в западных землях число внебрачных детей растет. Государство же пока поощряет лишь семейные пары -- например, женатым приходится платить меньше налогов. Зато матери-одиночки, которых все больше, никаких льгот не имеют. Профессор университета Марбурга Ингрид Лангер считает, что разумнее было бы «по-социалистически» регулярно выплачивать пособие на родившегося ребенка, однако на это нет средств. «Родить и воспитывать ребенка -- традиционно задача женщины, -- говорит г-жа Лангер. -- Сочетать эту задачу с профессиональными успехами сегодня почти невозможно: после рождения ребенка женщина вынуждена на несколько лет оставить свою работу. Хотя закон сохраняет за ней прежнее рабочее место в течение трех лет, вернуться туда сложно. В Германии почти нет детских садов и школ, где дети проводили бы целый день. Кто-то должен забирать их после обеда. Считается, что мать по определению не работает, а сидит дома и воспитывает детей. А вот в Скандинавии и Франции, например, само собой разумеется, что женщина работает полный день и не волнуется о том, где ей на это время оставить ребенка».
Социолог Барбара Шефер-Хегель считает, что власти ФРГ должны обратить внимание и на систему поощрения молодых матерей, существовавшую в ГДР. «Молодые женщины с высокооплачиваемой работой, у которых еще нет детей, почти всегда рано или поздно приходят к мысли их завести, -- говорит г-жа Шефер-Хегель. -- Но самореализация на работе для них не менее важна, и мы просто должны дать им такую возможность, прежде всего при помощи сети детских учреждений «полного дня». В свое время в социалистической ГДР такой опыт был, и у женщины не было большой проблемы при поддержке государства совместить карьеру с домашними обязанностями. Когда социальные учреждения ГДР были разрушены, кривая рождаемости в восточных землях рухнула в одночасье. Сейчас нам следовало бы обратиться к опыту, который был отвергнут, и как можно быстрее».
Иван СУХОВ, Берлин