|
|
N°158, 01 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Идет борьба не за прошлое, а за будущее"
Ровно 70 лет назад, 1 сентября 1939 года, войска гитлеровской Германии начали наступление по всей германо-польской границе. Именно этот день стал началом второй мировой войны. Несмотря на солидный срок давности, события тех лет продолжают оставаться в центре внимания общественности всего мира. А в последние месяцы мы наблюдаем настоящую битву за историю, хотя и идущую в разных плоскостях: Россия настаивает на беспрекословном признании решающей роли СССР в победе над фашистской Германией, а в Евросоюзе раздаются требования приравнять сталинизм к нацизму, которые Россия трактует как умаление этой роли. Своими оценками целей и задач этой войны за историю независимый политик, историк, профессор ГУ-ВШЭ Владимир РЫЖКОВ поделился с корреспондентом «Времени новостей» Ксенией ВЕРЕТЕННИКОВОЙ.
-- Владимир Александрович, в последние годы и месяцы война за историю оказалась чуть ли не главной темой во внешней политике. Зачем эта война нужна России и Евросоюзу?
-- На мой взгляд, здесь нет никакой геополитики, как говорят наши власти, никакой цели что-то у кого-то истребовать. В данном случае речь идет о конфликте идеологий. Так уж получилось, что Евросоюз отстаивает одни ценности, а руководство России -- другие. Я говорю не про всю Россию. Она разная. Есть люди, которые согласны с Евросоюзом. Их много, миллионы. Я говорю о руководстве России -- Путин, Медведев, кремлевская администрация, правящая партия «Единая Россия». Произошел не конфликт стран, а конфликт ценностей. Евросоюз -- и это записано в ряде договоров -- стоит на принципах демократии, прав человека, уважения к личности. В этом смысле, когда они говорят о нацистском режиме и о сталинском режиме, разницы никакой. Какая разница между Гитлером и Сталиным с точки зрения демократии, прав человека, многопартийности, свободы, защиты человеческого достоинства? Да никакой. Что тот режим был террористический, бандитский, уничтоживший миллионы людей, что этот. Я думаю, что с точки зрения уничтожения собственного народа сталинский режим вообще самый кровавый в истории. По разным оценкам, до 20 млн человек было уничтожено сталинским режимом либо погибло в результате голода, депортаций и т.д. В этом смысле Европейский союз прав, и я тоже его поддерживаю. Я не вижу разницы между сталинским и гитлеровским режимом по существу. Идеология была разная: в одном смысле коммунизм, в другом -- крайний национализм. Но природа режимов, их практика, функционирование были очень похожи. Порой возникает такое чувство, что они были зеркально похожи: все эти демонстрации, пропаганда, лозунги.
Европейский союз осуждает нацизм и сталинизм, и это вызвано их ценностями. Российское руководство занимается реабилитацией сталинизма. Но скрытой или полуоткрытой. Например, зачем было возвращать сталинский гимн? Зачем на днях на станции метро «Курская» в Москве восстановили строчки из сталинского гимна? Зачем у могилы Неизвестного солдата слово «Волгоград» заменили на «Сталинград»? Зачем по государственному телевидению идет все больше программ, прославляющих Сталина? В этом и есть суть конфликта: европейцы осуждают тоталитарные режимы, а мы потихонечку, в том числе в школьных учебниках, начинаем их реабилитировать и прославлять. А Путин построил авторитарный режим в стране с отсутствием демократии, массовыми нарушениями прав человека. Вот и берется сталинский режим как идеал, и нам говорят, что война якобы не была бы выиграна без Сталина. Защищая сталинизм, Путин фактически защищает свой режим.
-- Как вы относитесь к тому, что в России раздаются призывы пересмотреть оценку пакта Молотова--Риббентропа, которая была дана советским Съездом народных депутатов в 1989 году?
-- Опять-таки речь идет не о пакте Молотова--Риббентропа и истории войны. Речь идет о реабилитации сталинского режима. Делается попытка сказать, что Сталин все делал правильно и хорошо. Хотя вчера в статье в польской газете (Gazeta Wyborcza. -- Ред.) Путин назвал пакт Молотова--Риббентропа «аморальным». Ну хоть что-то. Хоть какое-то честное признание. На самом деле идет борьба не за прошлое, а за будущее. Потому что если Сталин был хороший, то и в будущем мы можем жить без демократии. Вот простая комбинация. А если Сталин плохой, то возникает вопрос: почему у нас снова появляются сталинские методы подавления свободы слова, плюрализма, политической конкуренции...
-- Есть сейчас в России модная точка зрения, что попытки пересмотра итогов войны -- это способ расколоть ту общность, которая раньше называлась советским народом. До какой степени борьба за историю способствует народному единению?
-- Конечно, можно объединить народ вокруг каких-то тем ненависти. Можно создать образ врага, например, в лице грузин или украинцев. Это очень хорошо работает. А, например, президент Медведев говорит о том, что якобы в резолюции Парламентской ассамблеи ОБСЕ возлагается равная ответственность на Гитлера и Советский Союз за развязывание второй мировой войны. Почитайте эту резолюцию, там ни слова об этом нет. То есть идет передергивание для того, чтобы сплотить народ на почве очередной ненависти против "врагов России". Главная идея всей этой истерии в том, что наивысших достижений мы достигли при Сталине, а значит, нам и сейчас нужен режим государственного насилия, что нас окружали враги -- и они продолжают нас окружать. Нашим детям готовят такую судьбу: осажденная крепость во главе с тоталитарным режимом. И Запад во главе с Америкой -- главный враг. Если же мы хотим, чтобы Россия была нормальной демократической страной, где человек имеет значение, а сама страна не в конфликте со всем миром, а включена в мир, -- это другая судьба.
-- Но такая государственная политика явно находит отклик в сердцах избирателей.
-- Да, потому что у нас нет свободы слова, свободной политической конкуренции, вся власть в стране узурпирована группой лиц, которая и навязывает обществу авторитарную идеологию. Поэтому пока гражданское общество проигрывает. Однако это не означает, что людей, думающих так же, как я, мало. По опросам «Левада-центра», в России 30% населения разделяют европейские ценности. Это 20 млн взрослых людей. Но сила пока в их руках, и они навязывают конфронтационную авторитарную модель всей стране. Но посмотрим, еще не вечер. Как говорил Уинстон Черчилль, мельница истории мелет медленно, но стирает в порошок. Это он говорил о Гитлере и оказался прав.
Россияне не знают, когда началась вторая мировая война
Больше половины россиян (58%) неверно назвали дату начала второй мировой войны, сказав, что она началась в 1941 году, говорится в распространенном в понедельник опросе Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Другой неверный ответ дали 5% опрошенных, 8% респондентов ответили, что не знают, а еще 7% затруднились ответить.
Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 года с нападения Германии на Польшу. Верно назвали эту дату только 22% респондентов. По данным ВЦИОМ, процентное соотношение ответов среди разных возрастных групп в целом совпадает. Можно отметить, что среди людей в возрасте от 35 до 44 верно ответили на вопрос 27%, тогда как среди респондентов старше 60 лет таких набралось только 18%.
Социологи также спросили респондентов о причинах, которые привели к началу войны. Разрешалось дать не больше трех ответов. Самым популярным стал вариант "желание Германии взять реванш за поражение в первой мировой войне". За него проголосовали 47%. Стремление международного империализма к переделу колоний и рынков считают причиной начала войны 30%. Обвиняют западные страны в нежелании создавать систему коллективной безопасности совместно с СССР и, как следствие, в начале второй мировой 18%. Почти столько же -- 17% опрошенных -- винят во всем мировой экономический кризис 1929--1933 годов, называемый Великой депрессией.
В том, что война началась из-за подписания пакта Молотова--Риббентропа, гарантировавшего Гитлеру нейтралитет со стороны СССР, уверены 13%. Еще 10% сказали, что всему причиной политика "умиротворения германского агрессора" со стороны Великобритании и Франции. За вариант "желание СССР распространить коммунизм на территорию всей Европы" проголосовали 7%, а 6% обвиняют Польшу в том, что она не согласилась удовлетворить территориальные требования Германии. Другие варианты назвали 5%. Затруднились ответить 15%.
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 22--23 августа 2009 года. Опрошено 1,6 тыс. человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
|