Время новостей
     N°147, 16 октября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.10.2000
В сфере особого влияния
В прежние времена Россия, всегда считавшая себя покровительницей Сербии, нервно относилась к попыткам Белграда изменить внешнеполитическую ориентацию. Одним из ярких примеров участия России в судьбе Сербии был переворот 1903 года, когда русский посланник Николай Гартвиг и военный агент Виктор Артамонов знали о планах офицерской организации «Черная рука» и даже финансировали привлечение в ее ряды новых членов. Таким образом, Россия намеревалась свергнуть Милана Обреновича, фактически правившего за спиной своего сына Александра и проводившего проавстрийский курс. Результат, правда, превзошел ожидания: разгоряченные схваткой с защитниками королевского дворца офицеры во главе с Драгутином Дмитриевичем выбросили из окна дворца жену Милана королеву Драгу, после чего Европа отказалась иметь дело с «убийцами». России пришлось приложить много усилий, чтобы европейские монархи признали смену не только монарха, но и правящей династии. Правда, новые обитатели королевского дворца Карагеоргиевичи действительно порвали с прежним курсом и до начавшейся в июне 1913 года второй балканской войны оставались надежными союзниками Петербурга в его внешнеполитических начинаниях на Балканах. Белград, в свою очередь, активно использовал авторитет России в качестве прикрытия от удара австро-венгерской армии во время обеих балканских войн 1912--1913 годов. Даже в моменты кризиса лета 1914 года сербские политики решили посоветоваться с Петербургом о возможности принятия ультиматума Вены и лишь после ответа России, заявившей о поддержке союзника, отказались его принять.

В 1940--1941 годах СССР поддерживал оппозицию в Югославии, правда, на этот раз это было вполне прагматичным действием: правительство генерала Цветковича вело профашистскую политику. Поэтому Москва, заинтересованная в наличии отвлекающего театра военных действий, поддержала группу офицеров во главе с командующим ВВС генералом Симовичем, ориентировавшихся на антигитлеровскую коалицию. 27 марта 1941 года Симовичу удалось свергнуть сторонников Германии и Италии, а уже через несколько дней СССР подписал с новым правительством договор о ненападении. То, что по возвращении домой военный атташе в Югославии генерал Александр Самохин и его помощник Михаил Маслов получили ордена Красного Знамени, говорит о том, что они не зря ели свой хлеб. Правда, Германия этого не потерпела и 14 апреля нанесла вместе со своими союзниками удар по Югославии.

В 1947--1953 годах, после разрыва Белграда с Москвой, последняя не раз пыталась инспирировать против проводившей независимую политику «кровавой клики Тито--Ранковича» заговоры и восстания, в которые советские спецслужбы пытались вовлечь «старых коммунистов» из числа бывших коминтерновцев, долго живших в СССР, или генералов, воевавших на Балканах бок о бок с Советской Армией. Однако настоящие и мнимые заговоры раскрывались югославскими органами безопасности, которые действовали вполне в традициях коллег и исправно заполняли концлагеря «советскими агентами». Незадолго до смерти Сталина МГБ даже разработало план по устранению Тито, отмененный после смерти вождя народов.

Павел АПТЕКАРЬ