|
|
N°157, 31 августа 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Без России
General Motors не хочет продавать Opel Сбербанку и ГАЗу
Американский автоконцерн General Motors (GM) возвел очередной барьер на пути сделки по продаже своего немецкого актива Opel российско-канадскому консорциуму Magna--Сбербанк. Как сообщил германский Spiegel, якобы опасаясь того, что высокотехнологичные разработки концерна будут использоваться в России, GM готов теперь продать Opel только канадцам, без участия в консорциуме Сбербанка и группы ГАЗ. Впрочем, по данным France Presse, официальный представитель правительства Германии Ульрих Вильгельм опроверг эту информацию. О российском участии в Opel официальных заявлений не делали ни в Вашингтоне, ни в Берлине, сказал он. В Сбербанке вчера отказались от комментариев, с представителем ГАЗа связаться не удалось.
Как писала немецкая газета Bild со ссылкой на свои источники, председатель правления Сбербанка Герман Греф 20 августа должен был встретиться в Детройте с сопредседателем правления Magna Зигфридом Вольфом и гендиректором GM Фрицем Хендерсоном. Тогда отмечалось, что «речь идет не о новых переговорах, а скорее о личном знакомстве». Впрочем, позднее факт «знакомства» не подтвердился. В российском банке информацию о том, состоялась ли беседа, разглашать отказались. Неделю назад главный переговорщик General Motors Джон Смит опроверг распространенную накануне в СМИ информацию о том, что достигнута договоренность о продаже европейского филиала GM Adam Opel GmbH российско-канадскому консорциуму Magna--Сбербанк. По его мнению, более подходящим кандидатом на покупку Opel является бельгийский инвестфонд RHJ. Как известно, в пользу российско-канадского консорциума высказывается правительство Германии и лично канцлер Ангела Меркель. Они уже одобрили предоставление консорциуму госгарантий по кредиту на 4,5 млрд евро (это одно из основных условий сделки по покупке Opel). Консорциум Magna--Сбербанк предлагает за 55% акций Opel 350 млн евро сразу и 150 млн евро в виде конвертируемых облигаций. Бельгийская же RHJ готова удовлетвориться госгарантией на 3,6 млрд евро, но и платить по сделке собирается меньше -- за 51% акций 275 млн евро.
Г-жа Меркель уже неоднократно заявляла, что решение по Opel необходимо принять как можно скорее. В пятницу в интервью газете Handelsblatt она сказала: «GM должен учитывать, что каждая проволочка наносит ущерб Opel и его сотрудникам».
Колебания американского концерна вызваны страхами со времен «холодной войны», утверждается в статье, опубликованной в Tages-Anzeiger. Американцы боятся, что покупкой Opel может воспользоваться российский автопроизводитель ГАЗ, которому Сбербанк после совершения сделки может передать акции немецкой компании. Как пишет издание, Сбербанк и ГАЗ тесно связаны с государством, а российский премьер-министр Владимир Путин уже не раз заявлял, что от приобретения Opel он ожидает возрождения российского автопрома.
GM рассматривает варианты сохранения у себя немецкого актива за счет привлечения порядка 3 млрд евро (4,3 млрд долл.) у правительств США, Великобритании и Испании на его восстановление. Но некоторые западные аналитики считают, что страхи GM, связанные с продажей актива, преувеличены, ведь даже если ГАЗ в конце концов и получит технологии Opel, ему потребуются годы, чтобы выпустить первые машины. Поэтому, по их мнению, GM тянет время, пытаясь переждать избирательную кампанию в Германии (выборы в бундестаг пройдут 27 сентября). Концерн, вероятно, надеется, что после выборов атмосфера переговоров изменится и Германия прислушается к его мнению.
Ирина ЦЫРУЛЕВА