|
|
N°96, 31 мая 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
И никаких обязательств
От рыночного статуса Россию отделяет одна строка
Получение рыночного статуса, о котором так много говорилось на завершившемся в среду саммите Россия--ЕС, не влечет для России никаких дополнительных обязательств. Замминистра экономического развития и торговли Максим Медведков, возглавляющий российскую делегацию на переговорах с ЕС, с гордостью отметил вчера: «Мы не будем брать на себя никаких обязательств ни в сфере энергетики, ни каких-либо еще». Хотя тут же уточнил, что от реформирования электроэнергетики никто не отказывается.
По оценкам г-на Медведкова, от официального объявления России рыночной страной нас отделяют 2,5--3 месяца. За это время должно быть подготовлено решение Евросоюза о внесении изменений в его законодательство. Столь желанное и долгожданное для России признание будет состоять всего из одной строки в антидемпинговом регламенте: вывести Россию из списка стран с нерыночной экономикой. На то, чтобы добиться этого, ушло десять лет.
По оценкам МЭРТ, общий ущерб от широко применяемых к России антидемпинговых мер составляет 230--240 млн долл. ежегодно. Европейский рынок фактически закрыт, например, для российских химических удобрений, цинка и древесных плит. Также очень страдает металлургическая отрасль. По оценкам МЭРТ, в настоящее время против металлургов действует около 60 антидемпинговых пошлин в 26 странах.
В политическом плане это заявление пришлось как нельзя более кстати. 14 июня министерство торговли США вынесет свое решение по этому же вопросу. И, безусловно, позиция Евросоюза не может не иметь определенного, возможно даже решающего, значения. Правда, в Штатах даже в случае позитивного решения судьба России останется по-прежнему нелегкой. По американскому законодательству против рыночной, но не состоящей во Всемирной торговой организации (ВТО) страны могут быть введены так называемые «компенсационные пошлины». Причем для их введения достаточно доказать, что к определенной группе товаров применялись государственные субсидии, независимо от того, привело ли это к демпингу. В Европе подобных мер не существует, так что рыночный статус доставит лишь позитивные эмоции. Тем более что вступление России в ВТО, как уже неоднократно предрекалось всеми сторонами, состоится в ближайшие один-два года.
Г-н Медведков также рассчитывает на то, что решение ЕС станет своеобразной отмашкой для стран Латинской и Южной Америки, которые вслед за «старшими товарищами» пока не видят в России рыночной экономики.
Вера СИТНИНА