|
|
N°96, 31 мая 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Киргизия объявлена «страной прав человека»
Там будет русский премьер
Парламент Киргизии с первого раза одобрил кандидатуру на пост премьера, предложенную президентом Аскаром Акаевым. Правительство возглавил 57-летний Николай Танаев, с прошлого года работавший первым вице-премьером прежнего кабинета. Представляя г-на Танаева, уроженца Пензенской области, получившего строительное образование в Казахстане, президент назвал его «русским, но с киргизской душой».
Для президента Акаева, видимо, особенно важно, что у Николая Танаева нет политических амбиций. Сразу после утверждения новый глава кабинета заявил, что своих кандидатов в министры у него нет, «членов правительства будет назначать президент по согласованию с премьер-министром». Вообще, г-н Танаев сразу постарался проявить свой миролюбивый характер. «Думаю, что могу сработаться со всеми, за всю мою производственную жизнь я не уволил ни одного человека», -- заявил он в первом интервью. Подобный опыт должен ему помочь найти взаимопонимание с самыми неожиданными фигурами, которые будут рекомендованы в правительство президентом. Дело в том, что г-н Акаев уже объявил, что правительство будет коалиционным. Что это значит в условиях Киргизии, где исполнительная власть полностью подчинена главе государства, и ни результаты парламентских выборов, ни сам парламент не имеют никакого отношения к формированию правительства, -- сказать трудно.
Скорее всего слова о «коалиции», сказанные президентом Акаевым, должны стать свидетельством его воли к поиску компромисса с политическими противниками, призывавшими главу государства уйти в отставку. Стремление к диалогу и умиротворению страстей, породивших длительный и весьма опасный кризис в Киргизии, демонстрирует сегодня, причем небезуспешно, г-н Акаев.
После того как обе палаты парламента наконец ратифицировали киргизско-китайское пограничное соглашение, в результате которого Пекину передается 95 тысяч гектаров киргизской территории (28 мая указом президента Акаева оно вступило в силу), лозунги оппозиции, выступавшей против этих соглашений, заметно полиняли. Актуальными еще остаются только протесты сторонников депутата Азимбека Бекназарова, того самого, кто подвергся преследованию за попытки сделать достоянием гласности обстоятельства заключения этих «секретных» соглашений. Ведь именно арест г-на Бекназарова в январе этого года и стал причиной массовых волнений в Киргизии, приведших к кровавым событиям 17--18 марта, когда ОМОН расстрелял демонстрацию в защиту опального депутата.
Бекназарова на днях все-таки осудили на год заключения, однако освободили в зале суда на основании витиеватого юридического объяснения. Это решение грозит ему лишением депутатского мандата, и если суд следующей инстанции, куда подана кассационная жалоба адвокатов Бекназарова, не отменит обвинительного вердикта, протестный потенциал в Киргизии может получить новую силу.
Правда, Аскар Акаев вчера объявил начало «нового этапа развития, требующего новой национальной идеи», за основу которой он уже успел предложить «наивысшие демократические ценности -- права человека и демократические свободы». Вся Киргизия, по словам г-на Акаева, станет «страной прав человека», так что у депутата и человека Азимбека Бекназарова появляется шанс отстоять свои права. И новых волнений в стране не будет.
Аркадий ДУБНОВ