|
|
N°156, 28 августа 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Неспортивное поведение
Правозащитники обвинили власть в нарушении права на свободу собраний
Правозащитники обвинили мэрию Москвы в систематическом ущемлении конституционного права на свободу собраний. «Уже стало очевидным, что столичные власти намеренно организуют различные «спортивно-культмассовые» мероприятия по вечерам 31 числа каждого месяца на Триумфальной площади», -- говорится в распространенном вчера заявлении, под которым подписались председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, глава исполкома «Форума переселенческих организаций» Лидия Графова, руководитель движения «За права человека» Лев Пономарев и ряд других известных представителей правозащитного сообщества.
Подписанты уверяют, что, приурочивая разнообразные мероприятия именно к 31-му числу и устраивая их непременно у памятника Маяковскому, власти пытаются не допустить проведения там политических акций. Дело в том, поясняют правозащитники, что несколько оппозиционных организаций давно заявили о намерении ежемесячно проводить митинги именно на этом месте в последний день каждого месяца. «Раньше для отказа в предоставлении запрашиваемого места использовались подставные, часто нереализуемые уведомления от проправительственных организаций. Теперь, видимо, инициативу по «бронированию места» взяли на себя непосредственно муниципальные чиновники», -- утверждают авторы заявления.
Как заявил на состоявшейся вчера пресс-конференции директор Института прав человека Валентин Гефтер, он неоднократно пытался выяснить причины запретов и отказов и в префектуре Центрального административного округа, и в правительстве Москвы, и у начальника управления координации деятельности по безопасности московской мэрии генерала МВД Валерия Кадацкого, однако «не получил внятного ответа». В свою очередь глава МХГ Людмила Алексеева назвала «жульническими» предлоги, ссылаясь на которые чиновники отказывали в проведении акции. В том числе и последней, запланированной на 31 августа.
Сначала, по словам г-жи Алексеевой, власти сослались на то, что в этот день на Триумфальной площади будет проходить некое культурно-спортивное мероприятие. «Мы решили, что все равно пойдем туда и посмотрим, что же это за спортивные мероприятия такие -- вечером в понедельник, в загазованном центре Москвы», -- рассказала г-жа Алексеева. Затем, по ее словам, чиновники придумали новое возражение -- заявили, что на том же месте и в то же время уже согласовано проведение другой акции, некоего пикета на 20 человек. «Все это фиктивные предлоги», -- утверждает Людмила Алексеева. «Мне совершенно неважно, кто и с какими целями собирался проводить митинг на Триумфальной площади, -- добавила правозащитница. -- Возмутительно то, как повела себя власть. И я буду отстаивать право, не вдаваясь в то, какие именно организации проводят там свои акции».
В свою очередь член координационного совета Молодежного правозащитного движения Дмитрий Макаров напомнил, что «во многих правовых документах -- и в нашей Конституции, и в Европейской конвенции по правам человека, и в руководящих принципах ОБСЕ о свободе собраний -- подчеркивается, что собрания, митинги, шествия и пикетирования являются легитимным использованием публичного пространства». Политические акции «так же легитимны, как и разнообразные Дни города, спортивные и культурные мероприятия и т.д.», подчеркнул г-н Макаров. Однако, заметил он, исходя из логики столичных властей, получается, что спортсмены оказываются в привилегированном положении в сравнении с другими гражданами. «Более того, если внимательно почитать закон, -- подчеркнул представитель Молодежного правозащитного движения, -- то можно увидеть, что некорректно само понятие санкционированных или несанкционированных акций. Власти не выдают санкцию, разрешение, у нас уведомительный порядок».
Вообще нынешнее законодательство о порядке проведения публичных акций довольно либерально, отметили участники пресс-конференции. При этом, как заметила Людмила Алексеева, подзаконные акты и инструкции, разъясняющие правоохранителям, как им надлежит себя вести во время таких акций, «противоречат и Конституции, и действующему весьма демократичному закону». «А наши силовые структуры еще с советских времен приучились выполнять инструкции, а не законы и Конституцию», -- добавила глава МХГ. Впрочем, по мнению Дмитрия Макарова, и в законе есть изъяны, в частности весьма поверхностно прописана процедура согласования с властями времени, места и порядка проведения митингов и шествий. «Но и в нынешнем ее виде эта процедура предусматривает обсуждение, -- подчеркивает правозащитник. -- Власти же толкуют нормы закона как свое единоличное право определять, в каких местах можно проводить публичные акции, а в каких нельзя».
Михаил МОШКИН