Правительство России вчера в целом одобрило предложенный Министерством энергетики проект энергетической стратегии страны до 2030 года. Острой содержательной дискуссии на заседании не было, все профильные ведомства поддержали принятие документа еще в процессе предварительных согласований. Только Минэкономразвития требовало ввести в документ больше экономических (а не физических) параметров динамики ТЭК.
В результате главе Минэнерго Сергею Шматко поручено в двухнедельный срок поправить некоторые формулировки и внести документ в правительство для окончательного утверждения. Докладывая на заседании в Белом доме, он несколько раз отметил, что энергостратегия определяет главный курс развития российского энергетического сектора до 2030 года, а его дополнительная балансировка по содержанию и срокам реализации важнейших мероприятий, финансовым ресурсам и ограничениям будет осуществляться на основе более детальных программных документов и систематического мониторинга ситуации в ТЭК.
В тексте стратегии предлагается относительно новый для отечественного бюрократического аппарата подход к целеполаганию и планированию мероприятий. Вместо огромного множества прогнозных цифр, которые на таком длительном временном отрезке редко бывают адекватными, предлагается некий качественный набор ориентиров для ТЭК. Авторы разделили 21-летний период на три этапа.
До 2012--2014 года российский ТЭК должен преодолеть последствия кризиса. В это время, как считают в Минэнерго, возрастет роль государства, которое будет не только выполнять функции регулятора, но и выступать «в качестве необходимого участника энергетического бизнеса», инвестора, гаранта долгосрочных инфраструктурных проектов, вплоть до поддержки финансовой устойчивости стратегических предприятий.
На втором этапе тоже ожидается реализация масштабных проектов в ТЭК и массовое обновление основных фондов, но более устойчивая внешняя конъюнктура позволит государству постепенно снизить свое прямое участие. Авторы считают, что власти смогут сосредоточить основное внимание на совершенствовании институциональной среды, определяющей правила игры. Этот этап должен завершиться в 2020--2022 году, после чего должен стартовать лелеемый руководством страны инновационный период жизни российской энергетики.
При этом доля ТЭК в экономике начнет снижаться, но не из-за истощения ресурсного потенциала, а благодаря развитию других отраслей хозяйства. Хотя и активное распространение «неуглеводородной энергетики» в мире тоже будет иметь место и скажется на вкладе нефти, газа и угля в экономический рост.
Суммарные инвестиции в энергетику, согласно документу, оцениваются в 60 трлн руб. Г-н Шматко на брифинге после заседания кабинета пояснил, что показатели, принятые в энергостратегии, были сформированы на основе всевозможных данных. «Вся программа была сделана в тесном сотрудничестве с нефтяными компаниями, были проанализированы планы «Газпрома», а также принимались в расчет доступные материалы по международным прогнозам о потреблении энергоресурсов на мировом рынке, -- сказал он. -- Здесь не нужно искать чего-то особенного, все было сделано в ходе обсуждения с экспертами и компаниями».
Энергостратегию до 2020 года, принятую шесть лет назад, только ленивый не критиковал за излишнюю насыщенность количественными показателями, начиная от долгосрочного прогноза цен на энергоресурсы и заканчивая конкретными инвестиционными потребностями топливно-энергетических отраслей. Заниматься пролонгацией и переработкой устаревшей стратегии в энергетике начинало еще Минпромэнерго во главе с Виктором Христенко. После разделения ведомства на промышленное и энергетическое летом прошлого года дело из-за кадровых и организационных проблем застопорилось. Но в конечном итоге с раскачкой, экспертными дискуссиями и прочими подготовительными мероприятиями удалось уложиться всего в один год.