|
|
N°156, 28 августа 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Борьба за будущее
Многие команды работают уже на новый сезон
В восьми последних гонках Гран-при Бельгии победу между собой неизменно разыгрывали пилоты только двух команд -- «Феррари» и «Макларена». В этом мини-поединке счет пока равный -- 4--4. Сумеет ли кто-то из них нарушить равновесие или вчерашним грандам, испытывающим в этом сезоне трудности, не стоит беспокоиться?
Спа была и остается любимой трассой и у гонщиков, и у болельщиков. Такое единодушие она завоевала не только своей богатой историей, но и абсолютной непредсказуемостью и удивительным сочетанием простоты длинных прямых и сложности поворотов, самый знаменитый из которых -- «Красная вода» -- пройти «газ в пол» мечтает каждый гонщик. Самая длинная из присутствующих в календаре, с интересным рельефом, вписанным в Арденские горы, и тяжелыми, часто меняющимися в ходе гонки погодными условиями, Спа -- настоящее испытание и для техники, и для людей. Подобрать сбалансированные настройки здесь всегда сродни решению сложного уравнения.
Анализируя выступления команд в этом сезоне, можно сделать вывод, что подобный тип автодромов больше подходит машинам «Ред Булл». Там, где есть простор для разгона, как в Турции или Китае, или погодные условия заметно отличаются от принятых считаться в «Ф-1» нормальными, как в Сильверстоуне или Нюрбургринге, «быки» выходили на первые роли. В Спа сойдутся оба этих фактора. Но последние неудачи и возникшие в Валенсии у Себастьяна Феттеля проблемы с двигателями заставляют повременить с прогнозами о безоговорочном преимуществе «окрыленных». Хотя до этого моторы «Рено», стоящие на болидах австрийской команды, не вызывали нареканий, сведения, что руководство «Ред Булл» ищет замену французским моторостроителям на следующий сезон, просочились в прессу сразу же после неудачного уикенда в Испании. Пока же инженерам придется потрудиться над повышением надежности силовых агрегатов, так как до конца чемпионата изменить уже ничего нельзя.
Интересно, что пилотов заводской команды «Рено» моторы пока не подводят, как не гарантируют им и успеха. Однако обвинять во всех неудачах этого года только слабый двигатель было бы несправедливо. Конструкторы явно просмотрели интересные решения в области аэродинамики, а последующие попытки догнать ушедших вперед конкурентов дали лишь незначительные улучшения. Кризис, больно ударивший по автобизнесу, и вовсе может плачевно сказаться на будущем французской команды. Недаром разговоры о переходе двукратного чемпиона мира Фернандо Алонсо из «Рено» в «Феррари» становятся все громче.
Кто не жалуется на проблемы с надежностью, так это клиенты «Мерседеса». Особенно наглядно это демонстрирует пример основного партнера немцев в «Формуле-1» «Макларена». Стоило «серебряным» доработать шасси, как «стрелы» начали попадать в цель. В начале сезона они проигрывали почти две секунды на круге «Браунам», которые используют те же движки, и не попадали даже в квалификационную десятку. Но начиная с Гран-при Германии, результаты пошли в гору, и вот уже второй этап подряд «Макларены» ведут борьбу за победы. По словам управляющего директора английской конюшни Джонатана Нила, проблемы заключались не в том, что конструкция шасси была изначально неправильной, а в том, что к началу чемпионата она оставалась «сырой».
Решив продолжить развитие MP4-24, в «Макларене» пошли на риск. Если бы работы по улучшению характеристик машины не дали положительного результата, англичане потеряли бы не только этот год, но и осложнили жизнь в следующем. Еще свежи в памяти мучения команды в 2004 году со странным гибридом MP4-19, который никак не желал эволюционировать в гоночный автомобиль. Модификации выпускались одна за другой, но пилоты с трудом добирались до финиша. В итоге одна победа за весь сезон, отставание в разработке следующего шасси и, как следствие, провальный старт чемпионата 2005 года. К счастью, Мартин Уитмарш, возглавивший команду после отставки Рона Денниса, сумел правильно оценить потенциал машины. MP4-24 все-таки «научили» ездить, и это шасси станет хорошей основой для машины сезона-2010.
В «Феррари» же пошли другим путем и полностью прекратили работы над нынешней версией шасси, оказавшейся неконкурентоспособной. Даже последние относительно успешные гонки не спасут F60 от клейма неудачницы. После травмы Фелипе Массы все надежды команды на достойное завершение этого трудного сезона возложены на Кими Райкконена (на снимке). И новая ответственность преобразила финна. В Валенсии его выступление можно оценить на «отлично», особенно на фоне результата нового напарника. В Спа Райкконену принадлежит своеобразное достижение: финн побеждал всякий раз, если ему удавалось добраться до финиша. На его счету сейчас три победы, одержанные как за рулем «Макларена», так и после перехода в «Феррари».
Две длинные прямые бельгийской трассы -- отличный полигон для проверки системы рекуперации энергии (KERS), о преимуществах которой до сих пор идут споры. До конца так и осталось не понятно, дает ли она какой-нибудь выигрыш в борьбе за позиции на трассе. Оборудованные этой системой машины пока страдают от других «болезней», а сложность и дополнительная масса, которую трудно назвать полезной, отпугивают от ее использования многие команды. Но в Спа, по мнению многих экспертов, KERS должна наконец доказать свою пользу. Даже отказавшаяся на время от ее использования «Рено» привезет в Бельгию машины, укомплектованные этим устройством. Если идея Макса Мосли (а именно президент Международной автофедерации проталкивал этот проект) не пройдет и этот экзамен, ее дальнейшая судьба окажется под угрозой.
Казалось, уже стихли баталии вокруг регламента на следующий сезон, резкие бюджетные ограничения, на которых настаивал Мосли, почти забыты, и автоспортивный мир спокойно готовится к осенним выборам на освобождающийся пост президента ФИА, но противостояние с нынешним первым лицом федерации и владельцами команд продолжается, хотя и без былого накала страстей. Неугомонный глава ассоциации команд «Формулы-1» Лука ди Монтеземоло, видно, еще не до конца насладился своей победой над Мосли, одержанной в схватке за финансовую свободу. Теперь он замахнулся и на другие завоевания оппонента, заметно растерявшего былое могущество. В качестве самой уязвимой цели итальянец выбрал планируемое расширение состава участников чемпионата.
Ди Монтеземоло, являющийся также президентом «Феррари», заявил, что предпочел бы видеть на старте еще по одной машине от «Макларена» и «Рено», чем не известные никому команды, заведомо обреченные из-за нехватки денег и опыта на роль аутсайдеров. Идея с тремя участниками от каждой команды давно будоражит «Формулу-1». Но странно, что ди Монтеземоло вспомнил о ней в тот момент, когда многие команды задумываются о своем дальнейшем участии в столь дорогостоящем виде гонок. Но, возможно, это решение станет единственным выходом, если конюшни начнут покидать чемпионат одна за другой. БМВ уже объявила о своем уходе после завершения сезона, «Тойота» на очереди... Не самый приятный задел на будущее.
Дмитрий СИТНИК