|
|
N°96, 31 мая 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ядерный камикадзе
Мушаррафа сравнивают с Арафатом
Перспектива ядерного конфликта между Индией и Пакистаном заставляет весь мир с напряжением следить за новостями из Кашмира. Ничего обнадеживающего там не происходит. Более того, новый посол Пакистана при ООН Мунир Акрам «порадовал» вчера международное сообщество заявлением о том, что Исламабад более не считает себя связанным прежним обещанием не применять ядерного оружия первым. «Индия не должна иметь лицензию на убийство при помощи обычных вооружений в то время, пока наши руки будут связаны в отношении иных способов самозащиты», -- разъяснил он. При этом г-н Акрам перечислил варианты событий, которые его страна будет трактовать как агрессию со стороны Индии. В этом списке оказались не только пересечение границы сухопутными силами или удар с воздуха, но также не вполне четко определенные попытки «экономического удушения» Пакистана.
Между тем очередные исламские боевики напали вчера на полицейский участок и убили четверых полицейских, после чего были застрелены. Пакистанские и индийские военные со все большей яростью палят друг в друга из минометов и артиллерийских орудий. За последний день жертвами обстрелов стали 28 человек, большая часть из них -- мирные жители. Главный министр индийского штата Джамму и Кашмир Фарук Абдулла жестко заявил, что «если трансграничный терроризм и минометные обстрелы не прекратятся, ничто не сможет предотвратить крупный конфликт между Индией и Пакистаном». Так что случись на территории Индии новый крупный теракт с большими жертвами -- судорожно сжатые на ядерных кнопках пальцы могут дрогнуть.
Именно такого развития событий на Западе боятся больше всего. Пресс-секретарь госдепартамента США Ричард Баучер заявил, что «безответственные элементы» могут спровоцировать начало военных действий даже вопреки желанию руководителей Индии и Пакистана.
Зачастившие в регион западные посредники заклинают пакистанского лидера Мушаррафа сделать хоть какие-то убедительные шаги по пресечению действий исламских террористов, борющихся против власти Индии над Кашмиром. Британский министр иностранных дел Джек Стро предложил Исламабаду разместить на «линии контроля» в Кашмире мобильный контингент международных наблюдателей из 300 человек, которые фиксировали бы с вертолетов факты проникновения боевиков из Пакистана в Индию. Однако в Дели настроены против излишней интернационализации конфликта, к тому же кашмирские моджахеды вряд ли будут открыто подставляться под очи наблюдателей. Иное дело, если бы Мушарраф смог подкрепить правильные слова об осуждении терроризма делами. В этом случае посредникам было бы намного легче убеждать Дели пойти на снижение военной напряженности. Однако долгожданных практических мер по-прежнему не видно, и разочарованные аналитики все чаще сравнивают Мушаррафа с Арафатом -- они оба не могут остановить развязанный их подчиненными террор без смертельного риска для собственного политического положения.
Индийские военные аналитики тешат себя тем, что в случае ядерной войны Индия все-таки выстоит, а вот Пакистан будет попросту стерт с лица земли (лет сорок назад подобные мысли приходили в голову Мао Цзэдуну, верившему в торжество социализма после разгрома Запада в ядерном конфликте). Скандально известный писатель Салман Рушди в статье в The New York Times задал себе и читателям вопрос: «Действительно ли возможно, чтобы Пакистан привязал к животу ядерный заряд, пришел на переполненный базар (это Индия) и превратил себя в крупнейшего террориста-самоубийцу в истории?» Хотя, по мнению Рушди, Мушарраф сделан не из того материала, из которого делают мучеников, пакистанское ядерное оружие вполне может попасть в руки тех людей, для которых мученическая смерть ценнее жизни. Однако индийские эксперты посмеиваются над такими предупреждениями и утверждают, что пакистанские арсеналы находятся под жестким контролем США, которые никогда не позволят Исламабаду устроить ядерный джихад.
Пакистан громко заявляет о том, что противостояние с Индией заставляет его выводить войска из приграничных с Афганистаном районов, тем самым ослабляя поддержку антитеррористической операции США против недобитков из «Талибана» и «Аль-Каиды». Министр обороны Индии Джордж Фернандес парировал эти жалобы заявлением о том, что в пакистанской части Кашмира укрылись от 2 до 3 тысяч членов «Аль-Каиды», которые ждут, когда стает снег, чтобы просочиться в Индию. Иными словами, пакистанская армия при желании сможет продолжить борьбу с международными террористами даже у границ Индии. Пакистанские спецслужбы также признают, что выдавленные из Афганистана исламские экстремисты уже разбрелись по всей стране и обосновались в крупных городах. Именно им приписывают организацию недавних нападений на иностранцев.
Тем временем газета The USA Today сообщает, что США уже подготовили план эвакуации 60 тыс. американцев из Индии и Пакистана. В Вашингтоне поспешили заявить, что план такой есть, но никаких мер по его выполнению пока не предусматривается. Да и в Москве готовятся к дальнейшему ухудшению ситуации. Как сообщил вчера заместитель главы МИДа Александр Лосюков, российская сторона «держит под контролем вопрос об эвакуации сотрудников учреждений в Индии и Пакистане». «Российские послы доложили, что эвакуационные мероприятия подготовлены, но пока мы не намерены принимать широкие меры», -- пояснил дипломат.
Александр ЛОМАНОВ