|
|
N°156, 28 августа 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Выборы без харакири
Даже после поражения партии власти Япония будет претендовать на Курилы
В воскресенье, 30 августа, в Японии пройдут всеобщие выборы. Нынешнее голосование обещает резко изменить политический пейзаж в Стране восходящего солнца, увенчавшись сокрушительным поражением правящей Либерально-демократической партии (ЛДП). В этом случае власть возьмет в свои руки оппозиционная Демократическая партия Японии (ДПЯ), которая с лета 2007 года контролирует верхнюю палату парламента. Опубликованный вчера японской газетой «Асахи» опрос общественного мнения показывает, что ДПЯ может набрать свыше двух третей мандатов в 480-местной нижней палате, имеющей решающее слово при избрании главы правительства и утверждении бюджета. Такое большинство позволит демократам, обладающим ныне всего 115 мандатами, самостоятельно сформировать кабинет министров. Либерал-демократам придется удовольствоваться 103 мандатами -- это в три раза меньше, чем есть у них сейчас.
Ожидаемый триумф ДПЯ будет означать завершение монопольного правления ЛДП, находящейся у власти с 1955 года. Короткий перерыв уже был в 1993--1994 годах, когда ЛДП временно уступила власть неустойчивой многопартийной коалиции, однако на этот раз впервые речь идет о смене одной партии другой у руля государственной власти. Тогда парламент изберет премьером лидера ДПЯ -- 62-летнего потомственного политика Юкио Хатояму. Возглавив партию в мае этого года, он призвал к «объединению всех внутрипартийных сил ради смены власти в стране» и к «генеральной уборке Японии». Оппозиция в ходе избирательной кампании обещала радикальные реформы на благо «простых японцев» и в ущерб бюрократии, что, разумеется, вызвало восторг избирателей.
«С прогнозами лучше не торопиться, -- заметил «Времени новостей» ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Георгий Кунадзе. -- В Японии очень многое зависит не от политической платформы и даже не от популярности партии, а от наработанных связей парламентариев в их избирательных округах. Известно много случаев, когда при низкой популярности правящей партии она все равно побеждала». По словам эксперта, за последние 30 лет он «не раз слышал прогнозы, предрекавшие поражение ЛДП, но они не сбывались».
Сами либерал-демократы на сей раз явно запаниковали. «Мы попали в трудное положение во всех без исключения избирательных округах и буквально раздавлены поднимаемыми Демократической партией волнами гнева», -- признался на днях журналистам глава минфина Каору Иосано. При этом он указал на «риск установления в стране однопартийной деспотии». Оппозиция высмеяла и это высказывание, и куда более рискованную фразу, брошенную премьером Таро Асо на встрече с токийскими студентами. «Молодым, если нет денег, лучше не жениться. Трудно уважать человека, не имеющего достаточных доходов. Вот я женился довольно поздно, хотя был не так уж и беден», -- сообщил студентам один из самых богатых в стране политиков и глава кабинета, провозгласившего одним из своих приоритетов улучшение демографической ситуации в стремительно стареющей Японии. Это пренебрежительное высказывание о малоимущих явно не поможет ЛДП перетянуть на свою сторону голоса рядовых избирателей.
Глава Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов считает, что оппозиция «обречена на победу». «Голосование будет носить характер протеста против политики, проводившейся ЛДП в последние два десятилетия», -- пояснил эксперт «ВН». Последнюю декаду ХХ века японцы называют «потерянной для экономики», в этот период «ухудшились все стороны их повседневной жизни». Дзюнъитиро Коидзуми, занимавший пост премьера в 2001--2006 годах, обещал покончить со «старой ЛДП», но преодолеть сопротивление консерваторов внутри партии не сумел. Его преемники Синдзо Абэ, Ясуо Фукуда и Таро Асо заметных успехов не добились. «Чехарда с премьерами, череда продемонстрировавших внутреннее разложение ЛДП коррупционных скандалов, грянувший экономический кризис, который поставил страну в труднейшее в послевоенное время положение, лишь усугубили недовольство», -- подчеркнул наш собеседник.
Главным предвыборным обещанием ЛДП стало возобновление роста экономики. ДПЯ сделала акцент на социальной заботе о населении, посулив ежемесячные пособия для дошкольников, бесплатное школьное образование, повышение пенсий, бесплатный проезд по скоростным автодорогам, решение проблемы катастрофической нехватки медперсонала и т.п. Однако оппозиция не сказала, откуда возьмет деньги, ведь у Японии самый высокий уровень госдолга среди развитых стран, он составляет более 170% от ВВП. ЛДП видит выход в повышении налогов, прежде всего потребительского (нечто вроде НДС в России), что не вызывает народного энтузиазма. ДПЯ намерена отсрочить этот шаг на четыре года, но и ожидание будущего повышения налогов негативно сказывается на ее рейтинге.
Как долго ДПЯ продержится у власти в случае успеха на выборах? Левая коалиция во главе с социалистом Томиити Мураямой, одержавшая победу над ЛДП летом 1993 года, развалилась через девять месяцев. «ДПЯ -- это конгломерат деятелей разной направленности, в том числе выходцев из ЛДП, включая Хатояму. Отличие между ними носит пропагандистско-косметический характер, -- заметил «ВН» Валерий Кистанов. -- Четкой стратегии у ДПЯ нет, как нет опыта пребывания у власти и соответственно опытных администраторов». Зато есть «много популистских лозунгов, к примеру, обещание ради преодоления бюрократии направить в министерства и ведомства сотню честных политиков, которые будут учить японскую номенклатуру уму-разуму».
Главной проблемой, омрачающей российско-японские отношения, остаются притязания Токио на острова Южно-Курильской гряды -- Итуруп, Кунашир, Шикотан и архипелаг Хабомаи, японские политики называют их «северными территориями» Японии. По оценке Валерия Кистанова, сдвигов в решении этой проблемы ожидать не приходится. Впрочем, Юкио Хатояма (он, кстати, возглавляет общество Япония--Россия), «возможно, попытается, улучшить двусторонние отношения, продолжив семейные традиции». Ведь его дед Итиро Хатояма в качестве премьера в октябре 1956 года подписал в Москве знаменитую Декларацию о послевоенном примирении и восстановлении дипотношений: в ней СССР обещал передать японцам Хабомаи и Шикотан, но лишь после заключения мирного договора.
Однако в предвыборных программах и ЛДП, и ДПЯ сказано о необходимости продолжать переговоры с Россией «с целью скорейшего возвращения северных территорий». Объявившие российские острова «исконно японскими территориями» поправки к японскому закону 1982 года «Об особых мерах по форсированию решения проблемы северных территорий» были приняты единогласно нижней и верхней палатой парламента Японии в июне--июле нынешнего года в том числе по инициативе Юкио Хатоямы. «Отклонение от этого курса означает политическую смерть для любого японского политика», -- подчеркнул г-н Кистанов.
Такого же мнения придерживается Георгий Кунадзе: «Любой исход голосования не приведет к изменениям во внешней политике Японии. Победителю придется подтвердить верность традиционным принципам, в том числе тому, что Южные Курилы -- это территория Японии. Сказать обратное -- значит, совершить политическое самоубийство. Стоит ли побеждать на выборах, чтобы затем сделать себе харакири?»
Александр САМОХОТКИН