Время новостей
     N°155, 27 августа 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.08.2009
Худший год
Аналитики не ждут изменений на авторынке ранее 2013 года
Текущий год войдет в историю как самый провальный для российского автопрома, и до весны 2010 года ряд предприятий и компаний скорее всего не доживет. Такие выводы сделало аналитическое агентство «Автостат» по итогам исследования суммарных производственных мощностей на территории РФ.

По данным экспертов, суммарные производственные мощности на территории России позволяют выпускать 2,4--2,5 млн легковых и легких коммерческих автомобилей в год. При этом в текущем году из-за финансового кризиса загрузка мощностей на предприятиях автопрома опустилась ниже отметки 30%. «При сохранении текущих темпов суммарно за год в России соберут не более 700 тыс. автомобилей -- это самый низкий результат за всю историю отечественного автопрома начиная с конца 1960-х годов», -- констатируют аналитики агентства.

После 1971 года выпуск автомобильной техники на предприятиях отечественного автопрома ни разу не опускался ниже миллионной отметки, а наиболее сложным для российского автопрома оказался период с 1993 по 1995 год, когда шла приватизация предприятий, разрушались производственно-хозяйственные связи. Но и тогда российским автозаводам удалось удержать годовой выпуск на отметке чуть выше 1 млн единиц, отмечают эксперты «Автостата».

По их мнению, ряд предприятий и компаний российского автопрома до весны 2010 года не доживет. Впрочем, примеры такого недолгожительства уже есть. Первой ласточкой стал простаивающий с мая Ижевский автомобильный завод («Иж-Авто»), который в начале августа все-таки подал заявление о собственном банкротстве в арбитражный суд Удмуртской области. На грани банкротства находились ранее и гиганты «АвтоВАЗ» и ГАЗ. Впрочем, до сих пор государство всеми силами пыталось спасти тонущий в кризисе российский автопром, придумывая новые формы поддержки -- от госгарантий по кредитам и субсидирования процентных ставок до увеличения госзакупок российских машин. Тем не менее многие эксперты считают, что банкротство «Иж-Авто» -- это лишь первый шаг в череде банкротств, которые ждут некоторые российские предприятия, занятые в автомобильной промышленности. И это при том, что на сегодняшний день дно падения российский рынок уже прошел, констатирует аналитик «Тройки Диалога» Михаил Ганелин. «Сейчас ситуация стабилизировалась. В 2010 году мы ожидаем небольшой рост -- 5--10%. Но вернуться на докризисные объемы производства рынок сможет, вероятно, не раньше 2013 года», -- считает эксперт.

Аналитики консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers в свою очередь прогнозируют падение продаж легковых автомобилей в России по итогам 2009 года на 50--60%, до 1,6--1,3 млн штук. Впрочем, на докризисный уровень, по их мнению, рынок может выйти уже через два года. Минпромторг же по итогам года ожидает, что продажи легковых автомобилей в стране по сравнению с 2008 годом снизятся на 60%.

Ирина ЦЫРУЛЕВА
//  читайте тему  //  Автопром