|
|
N°156, 28 августа 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кризис послали на четыре буквы
Российская экономика достигла долгожданного дна и обосновалась там
Прогнозами на осень поделились с прессой отечественные аналитики вчера на шестом заседании экономического клуба «Экспертиза кризиса», организованном РИА Новости. Эксперты пытались разобраться, что ожидает нас в ближайшем будущем и когда и по какому сценарию начнется новый подъем. Если начнется, конечно.
О том, что кризис достиг, наконец, своего дна, последнее время заговорили многие эксперты, опираясь на данные о росте промышленного производства во втором квартале 2009 года по отношению к первому. «Действительно, наблюдается рост производства, очищенного от сезонности, -- согласился руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. -- Но есть и падение внутреннего спроса. А о прохождении дна кризиса можно будет уверенно говорить тогда, когда будут уверенно расти и спрос, и инвестиции, и кредиты».
Главный экономист Deutsche Bank в России Ярослав Лисоволик в ответ на это заметил, что потребительский спрос в России -- тема отдельного разговора: пока неизвестно, как и когда позитивные тенденции в промышленности повлияют на загадочную душу отечественных покупателей. «Жить на дне неприятно, но привыкаешь, -- пошутил в связи с этим главный экономист банка «Траст» Евгений Надоршин. -- Рынок адаптировался к этим условиям». По мнению г-на Надоршина, промышленный спад достиг точки минимума еще в мае, а вот в сфере услуг падение еще будет продолжаться. «В третьем--четвертом квартале экономика может чувствовать себя получше, но дно может оказаться локальным», -- предупредил аналитик. То есть новая волна кризиса еще не исключена.
От дна эксперты перешли к обсуждению сценариев дальнейшего развития как мировой, так и российской экономики. На повестке стояли четыре варианта развития событий, каждый из которых озаглавлен латинскими буквами -- V, W, L и U. Их начертания соответствуют графикам развития экономики. Наиболее реалистичным аналитикам показался вариант L, предполагающий, что после резкого падения начнется постепенный подъем -- почти фаза плато. «Самого плохого варианта (W, то есть мощной второй волны кризиса после небольшого подъема от первой. -- Ред.) не будет, -- успокоил всех Евгений Ясин. -- Но я не ожидаю быстрого подъема, был надут слишком большой пузырь. Мировой экономике придется жить при более скромном денежном предложении и более дорогих кредитах. Темпы роста для развитых стран -- 3%, для развивающихся -- выше».
Однако Россия, по мнению г-на Ясина, пика своего роста не достигнет из-за нерешенных проблем в экономике, в первую очередь из-за высокой инфляции: «Пока она не снизится, не будет дешевых кредитов, и вместо выхода из кризиса мы получим только ползание по дну».
Председатель совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин в свою очередь напомнил о другом тормозе развития: «Мы не производим товары, которые потребляем, а российские компании недостаточно модернизированы для импортозамещения. Им нужны прямые инвестиции».
С необходимостью поддержать предприятия согласился ректор Академии народного хозяйства Владимир Мау, но тут же выдвинул условие: «Прямая поддержка только при наличии программы модернизации и заявления менеджмента об отставке». При этом г-н Мау пояснил, что отставку принимать необязательно -- важно, чтобы управленцы осознали всю неэффективность своей политики и покаялись, а дальше можно оставить их исправлять ошибки.
Подвести черту под темой сценариев попытался Ярослав Лисоволик, заметивший, что в первую очередь «важно качество экономики, с которой мы выйдем из кризиса». В виде положительного примера он привел «успешный опыт Ирландии, Италии 80-х годов, когда правительство было ориентировано на бюджетную сферу». Однако коллеги скептически отозвались о способностях властей обеспечить успешный выход в фазу роста. «Быстро отреагировали на проблемы финансового сектора, заткнули все дыры, а что потом? -- спросил г-н Надоршин и ответил словами из песни Владимира Высоцкого о конькобежце-спринтере: -- На пять тысяч рванули, как на пятьсот, и выдохлись».
«Действия Центробанка и правительства были успешны в режиме пожарной команды, когда огонь залили огромным количеством денег, -- иронизировал Евсей Гурвич. -- Но потом предпочтение было отдано сглаживанию социальных последствий. А как в таких условиях можно, например, повышать пенсии? Это как в старой шутке: герой вскочил на коня и поскакал во все стороны. Есть опасность таким образом перескочить в режим, существовавший до кризиса 1998 года, с хроническим дефицитом бюджета и долговой экономикой».
Самого же повторения 1998 года, обещают эксперты, в России не будет -- дефолта можно не бояться. А вот продолжение ползучей девальвации нас, по словам г-на Вьюгина, может ожидать, если рыночный курс рубля будет обоснованно падать. По разным оценкам, наша национальная валюта в этом случае может котироваться на уровне 32--38 руб. за доллар США к началу 2010 года.
Почти две трети россиян (63%) полагают, что осенью возможна вторая волна кризиса, при этом каждый десятый утверждает, что она неизбежна, сообщают социологи. Лишь 4% опрошенных уверенно заявляют, что новой волны кризиса не будет, еще 17% считают ее маловероятной. Это показал августовский всероссийский опрос "Левада-центра", результаты которого сообщает ИНТЕРФАКС.
Как показало исследование, большинство россиян (55%) не ждут каких-либо изменений в экономической ситуации в стране в ближайшие полгода, почти четверть опрошенных (23%) верит в лучшее, 12% остаются пессимистами. По данным "Левада-центра", с начала года мнение россиян по этому вопросу существенно не изменилось.
Касаясь своего материального положения, большинство респондентов (55%) не прогнозируют изменений ни в лучшую, ни в худшую сторону в ближайшие полгода. Оптимистов в этом вопросе вдвое меньше, чем пессимистов, -- 10% против 23.
Наиболее пессимистичны необеспеченные группы населения, представленные в опросах "Левада-центра" как те, кому "денег не хватает даже на продукты" или "хватает только на продукты", -- в совокупности они составляют около 40% опрошенных.
Опрос 1600 россиян проводился 14--17 августа в 128 населенных пунктах 46 регионов. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Наталья РОЖКОВА