Время новостей
     N°154, 26 августа 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.08.2009
Россия не хочет платить за газ
Парниковый эффект -- дело всех, а не только Европы
Министерство транспорта России выразило свое отношение к инициативе Евросоюза ввести для авиакомпаний механизм торговли квотами на выброс парниковых газов (см. «Время новостей» от 25 августа). Замминистра транспорта Валерий Окулов встретился с вице-президентом Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Питером Гриффитсом. IATA, как и Россия, не относится к числу сторонников европейской идеи с 2012 года распространить на авиаперевозчиков механизмы Киотского протокола, которые пока касаются только промышленных предприятий. Г-н Гриффитс подчеркнул, что эта политика вызывает протест многих авиаперевозчиков -- членов IATA, сообщила пресс-служба Минтранса.

Европейские власти намерены с 1 января 2012 года квотировать размер выбросов углекислого газа всеми авиакомпаниями, летающими в Европу, вне зависимости от того, зарегистрированы они под юрисдикцией Евросоюза или нет. Причем 15-процентная доля ежегодной квоты будет продаваться с аукциона тем компаниям, которые не уложатся в «бесплатную» норму выбросов. Мониторинг своих выбросов под контролем стран -- членов ЕС авиакомпании должны наладить с 1 января будущего года. А подготовительные мероприятия в виде сдачи планов этого мониторинга европейские власти требуют начать уже в ноябре.

Замглавы Минтранса напомнил гостю, что Россия уже высказывала отрицательное отношение к этому плану на 36-й ассамблее Международной организации гражданской авиации (ICAO) в Монреале в 2007 году. Тогда Россия поддержала резолюцию ICAO, в которой предлагалось создать глобальную (а не региональную европейскую) систему ограничения выброса парниковых газов. Г-н Окулов также сообщил, что Минтранс обратился в генеральный директорат Еврокомиссии по транспорту и энергетике с предложением рассмотреть вопрос осенью этого года на заседании рабочей группы по воздушному транспорту в рамках Транспортного диалога Россия--ЕС. Минтранс направил в ICAO обращение по поводу правомерности введения Евросоюзом квот на выбросы углекислого газа.

Руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев вчера высказал «Времени новостей» мнение, что российские авиационные власти поступают правильно, когда привлекают к решению проблем с ЕС авторитетные международные организации ICAO и IATA. Тем более что эти структуры весьма сильно расходятся с ЕС в подходах к проблеме выбросов. «Но если случится так, что другие неевропейские страны все же примут условия ЕС, с нашей стороны было бы большой ошибкой упорствовать в одиночку, бороться за то, чтобы не платить, когда все остальные уже согласны платить, -- считает эксперт. -- В этом случае было бы гораздо продуктивнее использовать выгодные для России моменты, которые тоже есть в европейском проекте». Дело в том, что самые высокие издержки от введения квот будут у европейских авиакомпаний и аэропортов. В этих условиях аэропорты-хабы, а также базирующиеся там авиаперевозчики могли бы получить дополнительные конкурентные преимущества.

Михаил КУКУШКИН