Время новостей
     N°154, 26 августа 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.08.2009
Замена компонента
В новом государственном автохолдинге не нашлось места главе «АвтоВАЗа»
Слухи об отставке президента «АвтоВАЗа» Бориса Алешина, активно циркулировавшие на рынке в последние месяцы, вчера стали фактом. Как сообщила компания, г-н Алешин на расширенном заседании правления объявил, что покидает свой пост «в связи с переходом на другую работу». Он также оставит и место в совете директоров компании, подчеркнул вчера в интервью телеканалу «Вести 24» заместитель гендиректора «Ростехнологий» (контролирует 25% акций «АвтоВАЗа») Игорь Завьялов. Где будет работать экс-президент «АвтоВАЗа», в компании не сообщают.

По словам г-на Завьялова, уже 28 августа совет директоров «АвтоВАЗа» может рассмотреть вопрос об избрании нового президента компании. Пока его полномочия будет исполнять нынешний исполнительный вице-президент «АвтоВАЗа» Игорь Комаров, который пришел на завод в июне этого года с поста советника гендиректора «Ростехнологий» Сергея Чемезова. По данным источника «Времени новостей», знакомого с ситуацией, именно г-н Комаров впоследствии и возглавит «АвтоВАЗ».

Свершившаяся отставка г-на Алешина связана с созданием «Ростехнологиями» автомобильного холдинга «Росавто» на базе принадлежащих госкорпорации 25% акций «АвтоВАЗа», 37,8% КамАЗа, 30% «Автодизеля» (входит в группу ГАЗ Олега Дерипаски) и других автомобилестроительных активов. «Структура компании меняется, поэтому и происходят кадровые перестановки», -- отметил источник «Времени новостей», близкий к «АвтоВАЗу».

Как заявил вчера Игорь Завьялов, новый формируемый холдинг возглавит гендиректор КамАЗа Сергей Когогин, который уже дал на это согласие. Замгендиректора «Ростехнологий» вчера также рассказал, что госкорпорация планирует создать четыре субхолдинга на базе своих автомобильных и компонентных активов. Первый холдинг, «легковой», будет организован на базе активов «АвтоВАЗа», второй, «грузовой», -- на базе КамАЗа, третий, специализирующийся на производстве автокомпонентов, -- на базе профильных активов «Ростехнологий», а четвертый будет специализироваться на производстве силовых агрегатов, его основу составят «Автодизель» и Тутаевский моторный завод.

По словам г-на Завьялова, автокомпонентный субхолдинг возглавит руководитель холдинга по производству автокомпонентов «Объединенные автомобильные технологии» (ОАТ) Владимир Аветисян. Игорь Завьялов сообщил, что формально «Ростехнологии» не обязаны спрашивать разрешение на объединение активов («АвтоВАЗа» и КамАЗа) у других акционеров (в частности, у Renault и Daimler), но тем не менее обсудят с ними этот вопрос. Он также подчеркнул, что переговоры с г-ном Дерипаской о вхождении его предприятия («Автодизеля», где «Ростехнологиям» принадлежит 30% акций) в новый автохолдинг пока также не велись.

Сегодня мало кто из аналитиков берется всерьез оценивать жизнеспособность новой структуры. Но некоторые эксперты рынка прежде говорили, что не усматривают никакой синергии от слияния производителя легковых автомобилей с производителем тяжелых грузовиков. Кроме того, усложнение структуры руководства компании может привести к замедлению принятия решений, а совмещение г-ном Когогиным должности в КамАЗе и «Росавто» может сказаться не лучшим образом на управлении проблемным «АвтоВАЗом», для которого финансовый кризис и без того стал тяжелым испытанием. В первые семь месяцев 2009 года его продажи снизились на 44% по сравнению с тем же периодом 2008-го. Задолженность завода по итогам первого полугодия достигла 93 млрд руб., в то время как выручка упала вдвое, до 40 млрд рублей.

Хотя заводу ранее по распоряжению правительства России уже была выдана беспроцентная ссуда в размере 25 млрд руб., ему вряд ли удастся выйти на операционную рентабельность по итогам года. Как ранее рассказывал «Времени новостей» источник, близкий к заводу, «АвтоВАЗ» в настоящее время ведет переговоры с правительством и банками о привлечении дополнительного финансирования. Пока лишь известно, что Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк одобрили меморандум о предоставлении заводу кредитных ресурсов в объеме до 75 млрд руб. Остальные средства на инвестпрограмму, которая составляет 80 млрд руб., завод планирует привлечь у западных банков.

О КамАЗе ранее сообщалось, что завод рассматривает возможность финансирования инвестпрограммы путем привлечения кредитов Внешэкономбанка или размещения облигаций под гарантии государства на 10 млрд руб. Не исключено, что объединение усилий компаний поможет более согласованно предлагать правительству меры поддержки автопрома и получать дополнительные средства на развитие.

Ирина ЦЫРУЛЕВА