|
|
N°95, 30 мая 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Железная дорога в Думу
Законы по реформе МПС поступили в нижнюю палату
Реформа одного из естественных монополистов -- МПС -- продвинулась еще на шаг вперед. На днях в Госдуму поступил пакет реформаторских законопроектов. Всего их четыре: «О железнодорожном транспорте», «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», «О внесении изменений и дополнений в закон «О естественных монополиях» и «Транспортный устав».
Суть реформы давно известна -- разделение МПС на административный и хозяйствующий субъекты и создание вместо монополии конкурентного рынка перевозок. Источник в думском комитете по энергетике, транспорту и связи сообщил газете «Время новостей», что первое чтение пакета законопроектов состоится в конце июня. На этом настаивает правительство, поскольку в случае переноса слушаний на осень реформа МПС в очередной раз выбьется из запланированного графика.
Законопроект о железнодорожном транспорте закладывает основы реформы. Он закрепляет разделение всесильного ныне МПС на маленькое министерство и большое ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). Также закон делит единый, по действующему законодательству, перевозочный процесс на два самостоятельных: собственно перевозки и услуги инфраструктуры. Конкуренция будет возможна только в области перевозок, а также строительства новых железнодорожных линий. И первое, и второе направление планируется развивать за счет активного привлечения частных инвестиций.
Транспортный устав определяет порядок работы новой системы. Устав, по замыслу создателей, должен устранить препятствия для развития конкурентного рынка. Перевозчиком может стать любое лицо, владеющее на законных основаниях поездом и получившее лицензию. Правда, сомнительно, что частный перевозчик сможет реально конкурировать с ОАО РЖД, владельцем всех железнодорожных путей и априори крупнейшим перевозчиком.
Законопроект об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта определяет особенности приватизации отрасли. Создается единый хозяйствующий субъект -- ОАО РЖД со 100-процентным государственным участием. Железные дороги, являющиеся в настоящее время государственными унитарными предприятиями, потеряют самостоятельность и станут филиалами ОАО РЖД. Таким образом, на базе одного монополиста, МПС, возникает другой монополист, ОАО РЖД. При этом в законе предусмотрено, что продажа акций или передача под залог может осуществляться на основании федерального закона. Вполне может статься, что через пару лет акции ОАО пойдут с молотка.
Самый скромный из законопроектов -- о внесении изменений в закон о естественных монополиях -- занимает всего две страницы. По действующему закону рынок железнодорожных перевозок относится к естественно-монопольному сектору. Теперь же, поскольку цель реформы в демонополизации этого рынка, под действие закона будут подпадать лишь услуги по предоставлению инфраструктуры. Законопроект запрещает и «экономически неоправданное сдерживание перехода из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка». Но о том, как будет исполняться этот запрет, в законе нет ни слова.
Впрочем, как показывает практика, в процессе рассмотрения законов в Думе их содержание может измениться кардинально. Не исключено, что представления правительства и чаяния МПС (над законами, завизированными министром Геннадием Фадеевым, витает тень бывшего всесильного главы Николая Аксененко) останутся на бумаге, и депутаты предложат пустить реформу по иному пути.
Вера СИТНИНА