Президент России Дмитрий Медведев приехал в столицу Бурятии Улан-Удэ простым главой государства, а уехал воплощением Белой Тары. Этот высокий титул он получил в Иволгинском дацане, важнейшем буддийском религиозном центре страны. Здесь расположена резиденция Пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева. Именно он месяц назад на совещании по преподаванию в школах основ религиозного воспитания посетовал, что президент уже посетил и православный храм, и мечеть, но не был в буддийском храме. «В ближайшее время посещу», -- откликнулся тогда Дмитрий Медведев и не обманул надежд российских буддистов. Именно с посещения дацана г-н Медведев начал рабочую поездку в Бурятию.
У входа его встречали монахи с белыми и голубыми шарфами в руках, традиционными символами гостеприимства. Такой же белый шарф подарили президенту и повели на экскурсию по монастырю. Там ему показали статую Белой Тары, женщины с семью глазами. «Красивая», -- сказал Дмитрий Медведев, еще не подозревая, что ему предстоит стать ее земным воплощением. Со времен императрицы Екатерины Великой это звание получали все российские правители, но советская власть прервала славную традицию.
В буддизме существует невероятная по красоте церемония, когда получающий этот сан восседает в позе лотоса на белом троне, а лама распластывается перед ним на земле. Но на этот раз решили обойтись без церемоний. Глава российских буддистов просто сообщил президенту, что он стал воплощением. «С уважением отношусь к вашему решению», -- так же просто ответил Дмитрий Медведев, и они пошли к самой знаменитой святыне монастыря -- нетленному телу Пандито Хамбо ламы Двенадцатого Д. Итигэлова.
Но даже в буддийском монастыре, как оказалось, нельзя укрыться от мирового экономического кризиса и финансовых проблем. «Как вы правильно сказали, сейчас не лучшие времена. Потому что кризис, потому что мировая экономика в сложном положении, наша экономика тоже переживает трудности. Но у нас сильная, мощная, экономически очень разносторонне подготовленная страна. Мы все эти проблемы выдержим. И у нас есть все ресурсы, чтобы помогать развитию всех традиционных конфессий, которые существуют в России уже столетия, в том числе и буддистам. Нам не обязательно получать иностранную помощь. Мы сами справимся с проблемами и найдем поддержку», -- заявил Дмитрий Медведев на чаепитии с монахами. «Мы очень мирная, спокойная религия, нам от государства ничего не надо», -- заверил его глава российских буддистов, выгодно отличаясь тем самым от глав и владельцев крупнейших российских предприятий и руководителей регионов. Просьбы у него тем не менее были. Пандито Хамбо лама просил о сохранении святого для буддистов озера Байкал и о возрождении традиционного для этих мест кочевого скотоводства.
Облетев на прощание на вертолете круг по часовой стрелке над дацаном в знак уважения, президент направился на крупнейшее в городе предприятие -- Улан-Удэнский авиационный завод, выпускающий и вертолеты, и самолеты-штурмовики. Дмитрий Медведев осмотрел различные модификации вертолета Ми-171 и даже зашел в салон вертолета в VIP-комплектации, изготовленного для главы Палестинской автономии Махмуда Аббаса, а также в поисковый вертолет. Вообще продукция завода ему хорошо знакома. По признанию президента, он только на них и летает.
Рабочие завода в отличие от главы буддистов первым делом попросили его о госзаказе на свою продукцию, а именно на самолеты Су-25. «Задание получено, будем работать», -- ответил Дмитрий Медведев.
Работников беспокоили традиционные вещи: как удержать на заводе молодежь, сократить очереди в детские сады и снизить проценты по ипотеке. «А вы детей не отпускайте, -- посоветовал президент, -- дети вообще не должны далеко от родителей уезжать». Ставку по ипотеке, по мнению главы государства, можно снизить до 14%.
Но самым больным вопросом, волновавшим всех и на заводе, и на последовавшем затем совещании по вопросам социально-экономического развития Сибирского федерального округа, стал вопрос о цене на электроэнергию. Для Бурятии, где энерготариф почти в три раза выше, чем в соседней Иркутской области, этот вопрос всегда был очень болезненным. А недавняя
авария на Саяно-Шушенской ГЭС обострила его до крайности. Дмитрий Медведев не исключил, что из-за аварии тарифы для сибирских предприятий могут измениться, но рост цен не должен затронуть население. Он напомнил работникам завода, что «пришлось принять ряд решений, связанных с перетоком электроэнергии, чтобы поддержать крупнейшие комбинаты». «Но мое поручение заключалось в том, чтобы люди не пострадали от этой аварии», -- заявил президент.
Одна из сотрудниц предприятия спросила у президента, есть ли возможность уравнять сибирские регионы по стоимости энергии. «В каждом регионе действуют свои правила регулирования, хотя по-хорошему система тарифов должна быть единая», -- ответил он. В то же время, признал Дмитрий Медведев, «после того, что случилось у ваших соседей в Хакасии, ситуация лучше не будет».
Техногенная катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС предсказуемо стала центральной темой и на совещании. «Эти трагические события должны еще раз нам напомнить о достаточно простых вещах -- инфраструктура требует предельного внимания. В ряде случаев эта инфраструктура неэффективна и нуждается в срочной модернизации», -- заявил президент. «Еще проблема -- производственная дисциплина и квалификация кадров. Кадровый задел, оставшийся с советских времен, растрачен. Многие ушли на пенсию, а молодежь на их место не пришла», -- добавил Дмитрий Медведев.
«Даже на авиазаводе основным вопросом люди ставят вопрос о ценообразовании в энергетике. Надеюсь, все участники рынка будут руководствоваться разумными соображениями, а не сиюминутной выгодой. Мы не можем допустить необоснованного роста цен на электроэнергию», -- поставил задачу президент.
Тем более последствия аварии, как оказалось, не внутреннее дело России. «После того, что произошло на Саяно-Шушенской ГЭС, появилась масса апокалиптических комментариев, смысл которых сводится к тому, что все, приплыли, это Чернобыль ХХI века. Руки начали потирать те, кому не нравится роль России на международной арене. Все это брехня. Правда заключается в том, что наша страна очень сильно технологически отстала. И если этот вызов мы не преодолеем, то все это (видимо, апокалиптические комментарии. --
Ред.) станет реальностью», -- убежден Дмитрий Медведев.
Президент напомнил, что в России в начале XX века большая часть населения была неграмотной. "Ничего, преодолели эту проблему. Не было электричества, промышленной базы. Мы смогли и с этим справиться. А эти задачи были не менее сложными, чем те, которые стоят сегодня", -- сказал глава государства, считающий, что "у нас сегодня высокообразованное общество, которое прошло несколько этапов развития".
В связи с необходимостью очередной технологической модернизации страны глава государства призвал государственный и частный бизнес "совместно работать засучив рукава".
"И не нужно кичиться, у кого больше активов, кто больше для Родины сотворил. Кризис всех уравнял. Частный бизнес понял, что не все легко происходит в жизни, но и, как выяснилось, возможности государственного бизнеса тоже ограничены. Поэтому давайте совместно работать. И тогда у нас появится результат, на который мы все рассчитываем, а именно: создать современную страну", -- заявил Дмитрий Медведев, президент России, живое воплощение Белой Тары.