Время новостей
     N°95, 30 мая 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.05.2002
И сыграют, и споют
Москва в ожидании Конкурса им.Чайковского и «Хованщины»
На пресс-конференции, посвященной XII Международному конкурсу имени Чайковского (откроется 6 июня), председатель оргкомитета Тихон Хренников пообещал музыкальной общественности «великий музыкальный праздник». В этом году конкурс содержит много нововведений в идеологии, структуре и механизмах. Впервые отбор участников проводился исключительно по аудиовидеозаписям, причем председатели жюри в отборочные комиссии не входили. Поэтому глава жюри виолончелистов Александр Рудин лишь корректно предположил, что уровень будет высоким и ровным. В то же время главный судья скрипачей Владимир Спиваков поделился информацией о том, что отборочная комиссия по этой специальности состояла из людей, которым он доверяет. О предполагаемом уровне пианистов и вокалистов узнать было не у кого -- Владимир Крайнев и Евгений Нестеренко не появились. С тем, что еще далеко не все члены жюри собрались в Москве, связано и отсутствие окончательной ясности в вопросе изменения судейских механизмов. В прошлые годы неадекватные решения жюри, интриги и скандалы не раз портили конкурсу репутацию, поэтому отмена системы баллов на первом и втором туре, о которой было сказано вскользь, сильно взбудоражила аудиторию. Пока известно только, что Крайнев, Рудин и Спиваков договорились о двоичной системе оценки -- «да-нет». И может быть, еще будет позиция «может быть». Подобная система практикуется на многих международных конкурсах, но будут ли вокалистов при этом судить по-старому, каким окажется окончательный регламент и поможет ли это конкурсу зажить новой жизнью, станет известно позже. По словам Александра Рудина, Конкурс Чайковского -- вполне подходящее место для экспериментов.

Сейчас ясно, что из 627 заявок на участие в конкурсе отобрано 283, приглашение приняли 267 музыкантов из 39 стран.

Соревнование будет проходить в пяти московских залах, а в финальном туре, который начнется в третьей декаде июня, примут участие респектабельные оркестры -- Российский Государственный симфонический с дирижером Марком Горенштейном (конкурс пианистов), Российский национальный с Дмитрием Лиссом у скрипачей, Симфоническая капелла с Полянским у виолончелистов и БСО у певцов.

А 7 июня в Большом театре будет показана новая постановка «Хованщины» Мусоргского. Это первая полномасштабная оперная премьера после ухода из театра Геннадия Рождественского и смены театрального менеджмента. Напомним, что постсоветская жизнь Большого театра после отставки Юрия Григоровича началась именно новой версией «Хованщины» в редакции Шостаковича (1995). Тогда главным героем был дирижер Мстислав Ростропович, теперь же новый главный дирижер Большого Александр Ведерников обещает не подминать под себя все, что можно. Он только позволил себе эксперимент с духовым оркестром на сцене, который будет играть в натуральном строю. Командой постановщиков, в которой также известный питерский режиссер Юрий Александров и художник Вячеслав Окунев, выбрана редакция Римского-Корсакова. В отсутствие полного авторского текста оперы выбор редакции представляется непременным компромиссом. По мнению постановщиков, вариант Римского-Корсакова ближе сегодняшней атмосфере, привычкам публики, восприятию (эта партитура гораздо короче) и, возможно, даже Мусоргскому -- в оркестровке Шостаковича слишком слышен ХХ век.

Ожидается, что спектакль не будет декоративным, приобретет концептуальную режиссуру, обрастет новыми смыслами («Мы попытались индивидуализировать народную драму, оживить лица толпы и показать раскол не как историческое событие, но как духовную проблему русского человека, которая существует всегда», -- объяснил Александров), но не потеряет привычной масштабности. Партии репетируют как нынешние звезды (Владимир Маторин, Зураб Соткилава), так и новые (Светлана Шилова обещает стать хорошей Марфой, Михаил Урусов -- Хованским). Но окончательный состав участников премьерного спектакля не называется.

Юлия БЕДЕРОВА