|
|
N°152, 24 августа 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Арест "мирных экологов"
Захватчиков сухогруза Arctic Sea обвинили в пиратстве
Басманный суд Москвы в пятницу выдал санкцию на арест восьми подозреваемых в захвате сухогруза Arctic Sea с российским экипажем. После того как сторожевой корабль «Ладный» ВМФ России 17 августа обнаружил пропавшее двумя неделями ранее судно у берегов Кабо-Верде в Атлантике, 11 членов экипажа и восемь предполагаемых пиратов были доставлены в Москву. Подозреваемых поместили в следственный изолятор «Лефортово». Моряки после допроса, как сообщили в СКП, были отпущены. Еще четыре члена экипажа Arctic Sea -- капитан, боцман и два бортмеханика -- вместе с группой российских военных пока остаются на освобожденном сухогрузе. Сами предполагаемые пираты вины в суде не признали, заявив, что они «мирные экологи».
Сухогруз Arctic Sea, плавающий под флагом Мальты, 22 июля вышел из финского порта Пиетарсаари с грузом древесины на 1,8 млн долл. и должен был прибыть в алжирский порт Беджайя 4 августа. На борту его находились 15 российских моряков -- жителей Архангельска. Однако 28 июля связь с кораблем прервалась, на нем была отключена система автоматической идентификации (AIS), и около двух недель о нем ничего не было известно.
Как выяснилось, 24 июля неподалеку от шведского острова Готланд в Балтийском море к сухогрузу причалила надувная лодка, с которой на борт поднялись несколько вооруженных людей в масках. Неизвестные захватили корабль, направив его к берегам Западной Африки. После того как Arctic Sea был остановлен российскими военными, большая часть экипажа и предполагаемые захватчики были доставлены в Москву несколькими спецрейсами.
Вопрос об аресте предполагаемых пиратов решался в пятницу в Басманном суде, и только там стали известны их имена. По официальной информации, это гражданин Эстонии Евгений Миронов, россияне Дмитрий Бартенев и Андрей Лунев, гражданин Латвии Виталий Лепин, не имеющие гражданства Алексей Булеев, Игорь Борисов и Дмитрийс Савинс, а также Алексей Андрюшин, гражданство которого остается под вопросом.
Большинство предполагаемых пиратов являются жителями или уроженцами Таллина, имеют среднее специальное образование и нигде не работают. Лишь двое числились сотрудниками строительных компаний. Всем задержанным уже предъявлены обвинения по двум статьям УК РФ -- «похищение человека» и «пиратство».
В суде ни один из задержанных вины не признал. В частности, Игорь Борисов заявил, что никакого захвата судна не было: «Мы не захватывали судно. Мы спасались, мы тонули, нам деваться было некуда». Адвокат г-на Борисова в свою очередь привел версию задержанных: «Они экологи, у них тонул корабль. Не было у них оружия. Они мирные экологи». «Мы попали в шторм и были вынуждены эвакуироваться на первый попавшийся корабль, которым оказался Arctic Sea», -- заявил в свою очередь Дмитрий Бартенев.
Чуть ранее другой задержанный -- Андрей Лунев, с которым удалось пообщаться тележурналистам, также рассказал, что они были «мирными экологами»: «Мы хотели спастись от шторма, залезли ночью 25 июля (на Arctic Sea. -- Ред.), и получилось так, что капитан не стал нас заправлять бензином, и мы не смогли уйти». По его словам, оружия у них не было, а с командой у «экологов» сложились «хорошие и дружеские» отношения. При этом было видно, что руки у некоторых «экологов» испещрены характерными татуировками.
После того как члены экипажа Arctic Sea были доставлены в Москву, появилась информация, что их родственники не могут с ними связаться. «Никто из членов экипажа -- ни те, кто вернулся в Москву, ни те, кто остался на судне, -- не связывались с родственниками. На связь с техническим оператором -- компанией Solchart Arkhangelsk Ltd -- никто из команды также не выходил», -- заявил в пятницу председатель северного регионального отделения Российского профсоюза моряков Александр Красноштан.
В СКП в свою очередь особо отметили, что в ходе следствия «никоим образом не нарушаются права потерпевших -- членов экипажа судна Arctic Sea, которые свободны в передвижении и, имея при себе мобильные средства связи, могут общаться с родными и близкими».
В компании Solchart Arkhangelsk также не было информации о дальнейшем маршруте движения судна. «Последний контакт со штабом ВМФ России у нас был 18 августа. Нам сообщили, что на борту осталось четверо членов экипажа во главе с капитаном и 13 военных моряков. Куда идет судно, мы не знаем», -- заявил замдиректора компании Иван Бойко. По его словам, в компании уже скомплектован новый экипаж для Arctic Sea. В то же время пресс-секретарь президента РФ Наталья Тимакова со ссылкой на министра обороны Анатолия Сердюкова сообщила в четверг, что сухогруз «транспортируется в Новороссийск для проведения следственных действий».
Анатолий КАРАВАЕВ