|
|
N°153, 25 августа 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Уловка 966
Министерство обороны перевело нахимовцев в суворовцы
На фоне скандалов вокруг последствий введения единого госэкзамена отдельная скандальная ситуация возникла в системе военного образования. Приказом министра обороны Анатолия Сердюкова №966 порядка 800 подростков, поступавших и поступивших в кадетские корпуса, суворовские и нахимовские училища, не попали в списки зачисленных, а другие были переведены совсем не туда, куда поступили. Так, новоиспеченные воспитанники Кронштадтского морского кадетского корпуса переведены в Нахимовское военно-морское училище, Казанского суворовского военного училища -- в Екатеринбургское суворовское военное училище, Нахимовского военно-морского училища -- в Санкт-Петербургское суворовское военное училище.
Никто не задает вопросов, почему росчерк пера министра обороны вершит судьбы военных. Здесь все ясно: офицеры и солдаты -- люди подневольные, приказали -- выполнил. Но в данном случае к личному составу российской армии приравняли пяти-, шести- и семиклассников.
Алексей рос в семье потомственного военно-морского офицера. Непосредственно в одном из береговых гарнизонов северной столицы. И хотел продолжить славный путь отца, деда, прадеда. С детства мечтал о Нахимовском училище. Ведь именно там из мальчишек воспитывают будущих офицеров. С первого класса школы он знал, куда пойдет учиться. И когда подошел срок упорно, отвергая помощь родителей, готовился к экзаменам.
Игорь вырос в сугубо гражданской семье. Но с десяти лет мечтал стать капитаном корабля. Среди родных положительных примеров не нашел. Пошел заниматься в клуб "Юнга" Дворца творчества юных. Там он прошел шлюпочную практику, научился разбираться в морских терминах, в навигации, изучал основы работы корабельных двигателей и приборов. Другого пути, кроме Нахимовского училища, мальчик для себя не видел.
Как рассказали корреспонденту "Времени новостей" родители мальчика, и Алексей, и Игорь добились своего, на "отлично" сдали экзамены и считали, что уже сделали первый шаг к исполнению своей мечты. Но каково же было их удивление, когда в середине августа родители, пряча глаза, сообщили им, что они на самом деле прошли испытания и поступили не в Нахимовское, а в Суворовское училище.
Еще один мальчик по воле главы военного ведомства просто оказался перед закрытыми дверями Суворовского военного училища. Его мама, жительница Эстонии Ирина Лызлова, рассказала "Времени новостей": "Мой сын всегда мечтал пойти в Суворовское. Но поскольку мы живем в Эстонии, он не имел на это права. Я написала письмо премьер-министру России и министру обороны РФ. Из Главного управления кадров МО нам прислали именное письмо и разрешили поступать -- собрать все необходимые документы и привезти их в Петербургское суворовское военное училище. Мы сдали документы, мой сын сдал экзамены. Но его не зачислили".
И, конечно, родители возмутились. Они написали премьеру и президенту (больше некуда, поскольку Министерство образования и науки, как и «Рособразование», не занимаются военными учебными заведениями). Верховного главнокомандующего просят проверить деятельность Министерства обороны по набору 2009 года в суворовские, нахимовские военные училища и кадетские корпуса Министерства обороны РФ и восстановить конституционные права детей на образование.
Как пояснила корреспонденту "Времени новостей" юрист Татьяна Смирнова, родители могут отстаивать свою позицию в суде: "Даже если этот приказ был бы подписан не министром обороны, а верховным главнокомандующим, его можно оспаривать. По закону никто не вправе принимать решения за несовершеннолетнего, кроме родителей, опекунов или лиц, их заменяющих".
Причем позиция Анатолия Сердюкова настолько жесткая, что его пресс-секретарь Алексей Кузнецов твердо заявляет, что решение принято и останется неизменным: "Жалобы президенту, в военную прокуратуру ничего не изменят".
Причем абсурд этого приказа понимают даже руководители военных образовательных учреждений. Начальник училища капитан первого ранга Николай Андреев прятал глаза, когда твердил корреспонденту "Времени новостей": "Приказы не обсуждаются. Комментировать не уполномочен". При этом он предположил, что мальчиков, поступавших в 6-й класс, перевели в Суворовское училище, поскольку в 7-й и 8-й классы Нахимовского приказом же министра обороны были набраны... девочки. В результате в 6-й класс в этом году не набрали никого. В целом по стране своей цели не добились порядка 800 подростков, поступавших в военные училища. Одних перевели, а других просто не зачислили.
Причем такая ситуация складывается не только в военных училищах, но и в военных вузах. Абитуриенты, успешно преодолевшие вступительные испытания в Военно-морской институт имени Петра Великого оказались туда не зачислены. Когда пришли в деканат, оказалось, что в списках зачисления их фамилии не значатся. Такая же ситуация в Военно-медицинской академии. К сожалению, в этих вузах нам не удалось получить комментарии руководства.
Причину такого самоуправства родителям и журналистам долго не удавалось выяснить. В конце концов Алексей Кузнецов сообщил, что согласно новой системе военного образования (в рамках общей реформы армии) в Нахимовское, Суворовское училища, в кадетские корпуса отныне собираются принимать детей военнослужащих и сирот. А в вузах, как и во всей армии, сокращается число мест, и опять же предпочтение отдается детям военных. То факт, что все это стало полной неожиданностью для кадетов и курсантов, г-н Кузнецов объяснил рабочими издержками: "Дети военнослужащих исторически составляли контингент учащихся таких училищ. Новая система действует первый год. И мы не все предусмотрели".
Что происходит в Казани, Екатеринбурге и других округах, попавших под приказ, пока неясно. В Петербурге всей этой историей заинтересовалась прокуратура Ленинградского военного округа.
Михаил ТЕЛЕХОВ, Санкт-Петербург