|
|
N°95, 30 мая 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Русский транзит
Москва столкнулась с Единой Европой
Новые стратегические партнеры -- Россия и развитые страны Запада, отношения которых отличались в последнее время удивительной лучезарностью, -- столкнулись с первой настоящей проблемой. Тучи сгустились над Калининградом -- российским эксклавом, который уже через полтора года может оказаться в полной изоляции от «родины-матери». После вступления в Европейский Союз Литвы и Польши жителям самой западной области России придется выправлять шенгенскую визу каждый раз, как только им захочется по суше съездить на «большую землю» (авиаперелет далеко не всем по карману). Проблема эта обозначилась не вчера, но довольно долго Москва особого значения ей не придавала -- в 90-е годы российская дипломатия потратила немало сил на борьбу с расширением НАТО (которое сегодня вообще больше не считается проблемой), а расширение ЕС откладывала «на потом». А когда «потом» настало, выяснилось, что, как заметил вчера вице-премьер Виктор Христенко, вопрос Калининграда «обострен до максимума». В заявлении же Владимира Путина прозвучали нотки, которых до сих пор не было слышно в публичном общении с западными партнерами. Фактически президент выдвинул ЕС ультиматум, заявив, что отношения будут зависеть от решения калининградского вопроса. Именно это является «абсолютным критерием подлинности нашего партнерства». По словам г-на Путина, варианты, предлагаемые Брюсселем, «по сути означают одно -- право россиян на свободное общение с родственниками внутри России будет зависеть от решения того или иного государства». Наши руководители попытались надавить на больную мозоль европейцев, напомнив об «элементарных правах человека» и о том, что подобные проблемы благополучно решались даже в отношении Западного Берлина (мол, ненавистный демократической Европе режим Ульбрихта--Хонеккера и то был человечнее нынешнего ЕС).
Москва готова обеспечить любую форму доставки граждан и грузов из эксклава (пломбированные вагоны, охраняемые коридоры и т.п.), но только без виз. Брюссель же обещает приложить все усилия, чтобы по ускоренной процедуре обеспечить калининградцев многократными многолетними визами, но категорически против любого безвизового варианта. Шенгенские визы для Калининграда -- «это неприемлемо для России и политически неконституционно», поскольку фиксирует «разделение единой России на части», говорит Виктор Христенко. «Пятнадцать министров внутренних дел стран ЕС обязаны неукоснительно выполнять правила перемещения, отступления от них невозможны», -- втолковывал вчера журналистам председатель Еврокомиссии Романо Проди.
Российскую Федерацию помимо прав человека, конечно, волнует, что станет в будущем с ее субъектом, для жителей которого путешествие в «большую» Россию окажется столь же сложным, как и в «большую» Европу. Не сочтут ли граждане, что выгоднее сразу лечь на европейский курс, чем сражаться за свою «российскую идентичность». С другой стороны, щедрые обещания ЕС давать визы всем желающим на деле могут превратиться в редкостную головную боль: что такое очереди в посольствах и как там умеют разговаривать, известно не только калининградцам.
Беда, однако, в том, что российский демарш скорее всего обречен на неудачу: ни Европейская комиссия, которая венчает сложную многоярусную конструкцию под названием Европейский Союз, ни текущая страна-председатель не уполномочены идти на уступки. Их задача -- гарантировать выполнение согласованной воли стран-членов, которая в данном случае выражена в жестких нормах Шенгенского договора. И даже если кто-то вдруг, проникнувшись горестями калининградцев, попытается эту общую волю пересмотреть, то сделать это с учетом сложности процесса будет практически невозможно: у европейской интеграции хода назад не предусмотрено. Кстати, привлечение к переговорам Литвы и Польши, о чем вчера заявил, например, Евгений Примаков, делу не поможет. Нормы ЕС едины для всех, и не Вильнюсу их менять: согласен -- присоединяйся, не согласен -- насильно никто не тащит.
Первый же кризис в «новых» отношениях продемонстрировал, что разговоры о вхождении России в Европу -- пока в основном слова. Вчерашний саммит наглядно показал: потенциал декларативного сотрудничества с Евросоюзом исчерпан. За восемь лет, прошедших с момента подписания Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с ЕС, сделаны все взаимные ритуальные жесты. Последним стало вчерашнее заявление Романо Проди о том, что ЕС первой из торговых держав предоставит России рыночный статус. Шаг очень важный, необходимый, но тоже, в общем, скорее ритуальный, не требующий от ЕС конкретных действий. Это просто признание России нормальным государством, с которым в принципе можно строить нормальные отношения. Дальнейшее зависит уже от нас. Европейская интеграция, набиравшая обороты на протяжении 90-х годов, пока мы занимались внутренними разборками, напоминает сейчас асфальтовый каток. Остановить его невозможно. Но можно попытаться понять, как им управляют. Чтобы впредь иметь возможность повлиять на направление движения штурвала, прежде чем его повернули.
Федор ЛУКЬЯНОВ