|
|
N°151, 21 августа 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Инфраструктура под подозрением
Владимир Путин удручен "технологической дисциплиной"
Сегодня премьер-министр Владимир Путин изменит первоначальный маршрут своей поездки в северные регионы страны, чтобы провести крайне сложное совещание -- оно будет посвящено ликвидации последствий крупнейшей в новейшей истории России техногенной катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС, в результате которой 17 человек погибли и 58 числятся пропавшими без вести при практически нулевых шансах найти их живыми.
Вчера на заседании президиума правительства Владимир Путин, еще раз напомнив про тягостность Саяно-Шушенской трагедии, обратился к членам кабинета с требованием «провести стопроцентную ревизию инфраструктуры стратегически важных объектов».
Верил ли сам Владимир Путин в этот момент в абсолютное исполнение этой задачи? Скорее, нет. Но запросил «алгоритм регулярной модернизации и контроля за техническим состоянием» инфраструктуры наиболее важных для страны объектов. Тут премьер не выдержал и сказал то, что на самом деле думает: «У нас что на дорогах происходит -- как сводки из района боевых действий (глава правительства имел в виду серию дорожных происшествий с большим количеством жертв этим летом. -- Ред.), так и в работе на сложных технических сооружениях».
«Технологическая дисциплина очень низкая», -- горько заключил г-н Путин. Говорят, что премьер давно запросил материалы по всем федеральным агентствам, особенно имеющим отношение к надзору и высоким технологиям, и задал своим заместителям вопрос: зачем подобные агентства вообще существуют? Дескать, в период кризиса не пора ли спрямить лестницу исполнительной власти, тем более что существенного толка от «агентского этажа» не наблюдается.
Вряд ли именно сегодня на совещании на Саяно-Шушенской ГЭС г-н Путин будет готов обнародовать серьезные структурные изменения в системе федеральной исполнительной власти, но на «строгача» несколько его подчиненных вполне могут рассчитывать. А вчера на президиуме премьер лишь обозначил сегодняшнюю программу: «Завтра мы планируем на месте обсудить вопросы, связанные с организацией помощи пострадавшим гражданам, с восстановлением электростанции, а также обеспечением устойчивого энергоснабжения региона Сибири».
Далее он подробно обсудил с коллегами и одобрил проект Водной стратегии, которая, не будь аварии на крупнейшей ГЭС в стране, была бы основным вопросом заседания. Премьер сообщил, что до 2020 года расходы на ее реализацию составят 662 млрд руб. И в основном из федеральной казны. «Привлеченные средства составят всего лишь 66,9 млрд», -- посетовал г-н Путин. И по обыкновению затребовал от бизнеса ответственности, а от госорганов -- превращения проекта в более привлекательный для частных инвестиций. Ответственный за стратегию министр природных ресурсов Юрий Трутнев заверял, что так и будет, что на рубль государственных затрат инвесторы принесут 2--3 руб. своих.
Премьер перечислил подвижки последних лет в сфере водопользования: «На 6,3% сократились потери воды при транспортировке, на 9% уменьшился сброс загрязненных сточных вод, внедрение технологий «замкнутого цикла» позволило на 6,5% увеличить объем воды для повторного использования». Однако признал, что по главному показателю -- водоемкости ВВП -- мы до развитых стран не дотягиваем (если, точнее, сильно их перехлестываем). Ее надо снизить как минимум вдвое.
Г-н Трутнев в свою очередь сообщил, что подведомственные ему службы и агентства ведут мониторинг экологической ситуации в районе Саяно-Шушенской ГЭС и пытаются устранить ее последствия. Оснований для экологической катастрофы, по мнению министра, нет.
Вера КУЗНЕЦОВА