|
|
N°151, 21 августа 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«В СССР умалчивали о многих аспектах войны»
Послезавтра исполняется семьдесят лет со дня заключения советско-германского договора о ненападении. 23 августа 1939 года в Москве в присутствии советского лидера Иосифа Сталина этот документ подписали главы дипломатических ведомств СССР и Германии Вячеслав Молотов и Йоахим фон Риббентроп (впоследствии этот договор стали называть «пактом Молотова--Риббентропа», на Западе его именуют «пактом Гитлера--Сталина»). К документу прилагался секретный протокол, обозначивший сферы территориальных интересов Москвы и Берлина в Восточной Европе. Через неделю после подписания договора 1 сентября 1939 года гитлеровская Германия напала на Польшу, 17 сентября советские войска вошли в принадлежавшие Польше западные области Украины и Белоруссии. Позднее СССР взял под контроль прибалтийские страны и Молдавию.
Оценка советско-германского договора до сих пор вызывает споры среди историков. Одни считают это соглашение причиной второй мировой войны, другие подчеркивают, что у Сталина тогда не было иного выбора из-за нежелания Лондона и Парижа договариваться с Москвой о полноценном антифашистском союзе. Сегодня в Лейпциге открывается трехдневная конференция «Пакт Гитлера--Сталина 1939 года. Перемещения границ, преследования, депортации и культура памяти в Восточной Европе». В ней примут участие эксперты из Германии, Израиля, Латвии, Молдовы, Польши, Украины, Финляндии, Франции и Эстонии. По словам организаторов, ученые из Российской академии наук на приглашение не откликнулись.
Своими взглядами на события августа 1939 года и их последствия с «Временем новостей» поделился один из организаторов конференции, 43-летний Василе ДУМБРАВА. Выходец из Молдавии стал профессором истории в Лейпцигском университете, в стенах которого он выступил одним из учредителей Института Молдавии.
-- Многие эксперты и политики на «пакт Гитлера--Сталина» смотрят по-разному, исходя из исторического опыта своей страны. В балтийских странах, Румынии или Молдавии звучат иные оценки, чем в других частях Европы. Поэтому доклады участников конференции из стран Восточной Европы мы объединили в отдельные тематические блоки.
-- В какой мере в наши дни ощутимы последствия изменения политического баланса на карте Центральной и Восточной Европы, вызванного советско-германским договором 1939 года?
-- Широкая дискуссия о последствиях того сговора была инициирована во время перестройки в тогдашних республиках Прибалтики. В Молдавии в то время говорили, что после официального осуждения пакта в декабре 1989 года на Съезде народных депутатов СССР республике было бы логично снова вернуться в состав Румынии. В центре всех дискуссий того времени -- не только в Молдавии, но и Прибалтике -- находился вопрос о независимости. В начале 1990-х казалось, что после осуждения пакта Москвой все спорные вопросы, скажем, в Риге или Кишиневе окончательно решены. Но с развитием процессов европейской интеграции былая напряженность вернулась. Так, в Румынии была принята декларация, где говорилось, что хотя вопрос воссоединения этой страны с Молдавией не стоит на повестке дня, исключать такую перспективу нельзя.
-- Насколько "феномен Сталина" изучен историками?
-- Глубоких научных работ по Сталину и сталинизму крайне мало. Исследователям недоступна значительная часть документов той поры, хранящихся в российских архивах. В Молдавии за восемь лет, когда правили коммунисты, было почти невозможно пользоваться определенными документами. В России доступ к документам также осложнился...
-- В России в этом году была создана комиссия, задача которой -- противодействие фальсификации истории.
-- К сожалению, в этой комиссии слишком мало профессиональных историков. Вряд ли на пользу исторической науке пойдет участие в ее деятельности многочисленных представителей спецслужб, Минобороны. Как историка меня удивляют попытки направить научные исследования в нужное государственной власти русло. По проблемам данного периода нужно публиковать больше различных мнений ученых и представителей гражданского общества.
-- Согласны ли вы с тем, что СССР победил во второй мировой войне?
-- Разумеется, согласен, и вряд ли кому-то придет в голову в здравом уме утверждать обратное. Но долгое время советская пропаганда отрицала существование пакта 1939 года и дополнительных секретных протоколов, равно как и участие чекистов в расстрелах польских офицеров в Катыни и на территории Украины. О многих аспектах войны умалчивали. Сегодня в России немало политиков, которые не готовы к откровенному анализу происходившего накануне начала войны. Иногда даже задаешься вопросом: что же изменилось там в этом отношении с советских времен?
Беседовал Юрий ШПАКОВ, Берлин