|
|
N°151, 21 августа 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Валентин Маслаков: Пока мы упустили две золотые медали
Чемпионат мира по легкой атлетике в Берлине перевалил через экватор. За пять соревновательных дней российская команда завоевала семь медалей -- две золотые, одну серебряную и четыре бронзовые. Промежуточные итоги выступления россиян в беседе с корреспондентом «Времени новостей» Ольгой ЕРМОЛИНОЙ подвел главный тренер сборной Валентин МАСЛАКОВ.
-- Валентин Михайлович, на данный момент что не получилось на этом чемпионате?
-- Мы упустили две золотые медали, которые, казалось, были гарантированы. Я имею в виду Лену Исинбаеву и Гульнару Галкину-Самитову. Конечно, сложно давать оценку спортсменам такого высокого уровня. Но как сказала сама Исинбаева: «За десять лет успешных выступлений хотя бы раз я могу проиграть». Не все у нее получалось. Не сложились прыжки. Я думаю, что она специально начала с высоты 4,75 м, чтобы меньше затратить энергии, после чего попытаться установить новый мировой рекорд. Она всегда начинала с такой высоты, когда настраивалась на новые рекорды. И после чемпионата сама заявила о том, что готова была прыгнуть на 5,06.
Я не могу ее судить. Все бывает у спортсменов. Но в итоге наш шест развалился. Во многом из-за неудачного стечения обстоятельств. Светлана Феофанова до чемпионата мира сломала руку и не приехала в Берлин. Юлия Голубчикова во время разбега порвала мышцу задней поверхности бедра и не попала в финал. В результате мы остались без какой-либо медали. Впервые за последние восемь лет.
Что касается Галкиной-Самитовой, то мне кажется, что она немного недооценила ситуацию перед чемпионатом мира. На Олимпиаде в Пекине она завоевала золотую медаль, установила мировой рекорд, и этот чемпионат скорее всего решила пройти малой кровью. Если посмотреть на ее соревнования в этом году, то она не очень много стартовала на дистанции 3000 м. В основном бегала на 800, 1500 м с препятствиями. Я считаю, что она просто недобрала соревновательной практики.
-- Знаменитый прыгун с шестом Сергей Бубка, рассуждая о спортивном долголетии спортсмена, сказал, что одним из главных факторов успеха является грамотный менеджмент. После неудачного берлинского старта Исинбаева призналась, что отвлекалась на многие вещи, которые не имели прямого отношения к спорту. Вы как главный тренер сборной можете влиять на эту ситуацию? Оградить спортсменку от излишнего «внимания»?
-- Лена устала. Понимаете, спортсмены такого класса принадлежат не только спорту. Они не принадлежат и себе. У Лены группа менеджеров, которые многое решают в ее судьбе. О том, в каких турнирах участвовать, Лена программирует с тренером. А вот в остальном -- реклама, контракты, так далее -- все это работа менеджеров. Наверное, у таких атлетов так и должно быть. Но вокруг много всяких нюансов, которые преодолеть очень сложно. Ни я, ни руководители нашей федерации не можем влиять на ситуацию. Мы можем только советовать Лене и Виталию Афанасьевичу. Но последнее слово остается за спортсменом.
-- Вы разговаривали с ее тренером Виталием Петровым после чемпионата?
-- Он сказал, что пока ничего не может понять. По его словам, Лена была хорошо готова, и в планах значилось побить мировой рекорд. Добавил, что в ближайшее время они разберутся, что произошло. Я понимаю, почему он так сказал. После чемпионата мира у Лены продолжатся коммерческие старты. Она реально может заработать миллион долларов в «Золотой лиге». И по тому, как она будет выступать на этих турнирах, будет ясно, в каком она состоянии. Не будем делать выводы по одному чемпионату.
-- А если после чемпионата Исинбаева будет демонстрировать великолепную форму?
-- Что мы можем сделать? Мы такое уже проходили, когда Таня Лебедева, претендуя на миллионный джекпот, отказалась от участия в чемпионате мира-2005. Лебедева тогда выиграла оставшиеся этапы и не упустила свой шанс. Но сейчас нельзя говорить, что Исинбаева принесла чемпионат мира в жертву другим стартам.
-- И Лебедеву, и Исинбаеву можно назвать ветеранами нашей сборной. Но на этом чемпионате выступают 14 молодых атлетов, так что можно сказать, что после Олимпиады в Пекине начался процесс обновления команды. Кого из новичков вы бы назвали открытием первенства?
-- Спортсменку, выступавшую вместе с Галкиной-Самитовой в беге на 3000 м с препятствиями, -- Юлия Зарудневу. Она завоевала серебряную медаль, пробежав дистанцию очень грамотно. Антонина Кривошапка, финишировавшая третьей в беге на 400 м, безусловно, открытие этого первенства. В метании молота у нас появился бронзовый призер Алексей Загорный. Хотя назвать его молодым нельзя. Это заслуженная победа. Мы очень много критиковали его. Но, судя по всему, количество переросло в качество. Перспективным я считаю и другого метателя, Игоря Виниченко. У него большой потенциал.
Вы правильно заметили, что сейчас в команде начался процесс обновления, который чаще всего проходит очень болезненно. Молодым спортсменам необходимо освоиться на таких крупных стартах, приобрести психологическую уверенность, и это надо видеть и понимать. Наверное, после чемпионата нашу сборную будут критиковать, дескать, недобрали медали. Но ведь и я как главный тренер работаю фактически третий сезон. А за такой короткий срок при той ситуации, которая сложилась в команде, на чудо рассчитывать не приходится.
-- Сейчас за многие сборные мира выступают натурализованные темнокожие африканские спортсмены. Были разговоры, что и в российской сборной появятся таковые. Решается ли этот вопрос?
-- Такие переговоры не ведутся, потому что возникает очень много разного рода проблем. У нас не настолько развит профессиональный спорт, потому к нам и не едут.
-- Но футболисты-то едут.
-- Это совсем другая история. В футболе другие деньги и по-другому все устроено. Допустим, приедет к нам кенийский атлет. Где тренироваться, как решить бытовые вопросы, с получением гражданства? Если он молод, где учиться? Ведь в России, насколько я знаю, даже нет хороших школ, где бы преподавали на иностранном языке. Словом, сразу возникает много нюансов.
-- Но наверняка в будущем вопрос о привлечении темнокожих атлетов встанет. Как его решать?
-- Необходимо создавать профессиональные клубы. Да, такие есть в России, но они существуют в основном на средства меценатов. А настроение спонсоров, как показывает практика, изменчиво. Сегодня они дают деньги на легкую атлетику, завтра это надоест. И что делать с приехавшими легионерами?
У нас были предложения от кенийцев. Они хотели тренироваться у нашего тренера, но мы натолкнулись на множество проблем, о которых я уже говорил. Выход я вижу в одном -- решать эти вопросы на правительственном уровне, как это сделали в Азербайджане. На юниорском чемпионате Европы за Азербайджан выступали кенийцы и эфиопы. Было бы желание, и возможности появятся.
-- На мужской стометровке Усейн Болт пробежал дистанцию быстрее 9,6 сек., расширив горизонты биологических возможностей человека. Можно ли на основании этого говорить, что в спорт пришло поколение иного уровня атлетов?
-- Нет, я не думаю, что это так. Всегда появлялись суперталантливые спортсмены, которые, если так можно выразиться, опережали свое время. Болт -- бегун с хорошими данными. У него есть все -- и рост, и спринтерские качества, хорошая энергетика, устойчивая психика. Он соревнуется играючи. И я думаю, что то, что показал он в Берлине, -- это далеко не предел. Болт побьет множество мировых рекордов, и не только на этой дистанции. Это очень сильный спортсмен, и его возможности безграничны.
|