Время новостей
     N°151, 21 августа 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.08.2009
Время без денег
О новых правилах распределения бесплатного эфирного времени для проведения агитации партиями, участвующими в федеральных и региональных выборах, корреспонденту "Времени новостей" Наталье РОЖКОВОЙ рассказала член Центризбиркома Майя ГРИШИНА, курирующая в комиссии вопросы, связанные с информационной политикой и взаимодействием со СМИ.

-- Майя Владимировна, в июле 2009 года принят закон, отменяющий правило, согласно которому партия, получившая на выборах менее 3% голосов избирателей, должна была вернуть организациям телерадиовещания деньги за бесплатно предоставленный для агитации эфир. Когда новая норма вступает в действие?

-- Эта норма распространяется на все выборы, назначенные после 1 августа 2009 года, в том числе на выборы в единый день голосования в марте 2010 года и, разумеется, на федеральные выборы, проведение которых планируется в 2011 и 2012 годах.

-- Но не на ближайшие выборы, которые пройдут в единый день голосования 11 октября 2009 года?

-- Нет, так как они были назначены раньше дня вступления закона в силу. Законы субъектов федерации до следующих выборов должны быть приведены в соответствие с федеральным законом. Причем многое будет зависеть от того, как урегулирует вопрос региональный законодатель. Если ранее регион предусмотрел возможность образования задолженности у избирательных объединений и последствия наличия такой задолженности в последующих избирательных кампаниях, то соответствующие нормы законов должны быть признаны утратившими силу. Однако это не значит, что законодатель может отменить сами ранее образовавшиеся задолженности.

-- То есть в отношении уже образовавшихся долгов закон обратной силы не имеет.

-- Совершенно верно. Кроме того, на усмотрение региона отдан вопрос, увязывать ли получение избирательным объединением бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади с результатами этого объединения на предыдущих выборах. Если такая зависимость будет установлена, то только в отношении избирательных объединений, набравших три или менее трех процентов голосов.

-- А если задолженность образовалась по результатам федеральных выборов, партия получает или не получает бесплатное эфирное время на региональных выборах?

-- Наличие задолженности по федеральным выборам не влияет на получение бесплатного эфирного времени и печатной площади на региональных или муниципальных выборах.

-- По результатам парламентских выборов 2007 года должниками остались несколько партий -- "Яблоко", "Патриоты России", уже прекратившая существование Аграрная партия, влившаяся в "Единую Россию". Выходит, закон не освободил их от уплаты долгов за прошлые выборы?

-- К сожалению, нет. Ведь задолженность образовалась в результате договора между партией и организацией телерадиовещания. Отменяя задолженность, законодатель встал бы на сторону одного из участников договора, тем самым нарушив базовые принципы гражданского законодательства -- свободы договора и недопустимости обратной силы актов гражданского законодательства.

-- Однако в СМИ говорили о "финансовой амнистии" для партий-должников.

-- То, что вы называете "амнистией", -- это поправки в Налоговый кодекс, которые предоставляют государственным организациям телерадиовещания, редакциям государственных периодических печатных изданий, заключившим договоры с этими партиями, право отказаться от взимания долгов и получить за это существенные налоговые вычеты. Полагаю, что такая норма может стимулировать снятие финансовых претензий к политическим партиям-должникам.

-- Тем не менее бесплатный эфир на выборах депутатов Госдумы в 2011 году эти партии не получат, если не расплатятся за 2007 год?

-- Да, что касается "Яблока" и "Патриотов", если государственные организации телерадиовещания, редакции государственных периодических печатных изданий сообщат в ЦИК об имеющихся у них финансовых претензиях к этим партиям. Такую информацию они могут предоставить в ЦИК в течение десяти дней со дня начала избирательной кампании. Аграрная партия присоединилась к "Единой России". Однако "Единая Россия", хотя и является правопреемником аграриев, сама набрала на выборах (в Думу в 2007 году. -- Ред.) значительно больше 3% голосов, а именно -- 64,3%. Соответственно на нее нормы о непредоставлении бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади не распространяются.

-- Но как смогут проводить свою агитационную кампанию партии, которым не предоставляется бесплатное эфирное время?

-- Агитация в СМИ -- лишь один из методов предвыборной агитации. Но законодатель предусмотрел и дополнительную гарантию: каждый федеральный государственный телеканал резервирует не менее одного часа эфирного времени в рабочие дни в последние четыре недели перед днем голосования. Партиям, которые набрали на предыдущих выборах более трех процентов голосов, их доли эфирного времени предоставляются безвозмездно. Партии, которым эфирное время не предоставляется безвозмездно, могут выкупить свою долю эфирного времени из этого зарезервированного объема по расценкам, установленным организацией телерадиовещания. При этом мне представлялось бы обоснованным установление расценок, исходя из себестоимости эфира, что значительно ниже расценок на рекламу.

-- Чем обусловлена замена в текстах федеральных законов о выборах термина "бесплатное" предоставление эфирного времени на "безвозмездное"?

-- Эта правка федеральных законов о выборах связана с необходимостью сопряжения терминологии избирательных законов с терминологией Налогового кодекса Российской Федерации.

-- А в отношении распределения бесплатной печатной площади будут новые правила?

-- Да, на выборах депутатов Государственной думы не только бесплатное эфирное время, но и бесплатная печатная площадь должны будут распределяться в ходе жеребьевок, проводимых избирательными комиссиями. Это дает большие гарантии политическим партиям в использовании всех возможностей, предоставляемых им для предвыборной агитации. Ранее такие жеребьевки предусматривались только в отношении бесплатного эфирного времен. На новых жеребьевках будут распределяться и те объемы платного эфирного времени, платной печатной площади, которые захотят выкупить партии, которым не причитается получение соответствующих услуг безвозмездно. Все это потребует определенной подготовительной работы, в том числе подготовки новых методических материалов ЦИК России.