|
|
N°151, 21 августа 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Не надо подражать талибам"
В процесс создания калининградской туристической зоны может вмешаться ЮНЕСКО
Планы по строительству объектов туристско-рекреационной зоны в калининградском национальном парке «Куршская коса» заинтересовали ЮНЕСКО. Это может означать дополнительные сложности для сторонников развития нацпарка именно как турзоны. Пока никто официально не заявлял, что проект развития косы будет согласован на международном уровне. Однако теперь, видимо, придется поступить именно так.
ЮНЕСКО обратило внимание на Куршскую косу не случайно. Уже девять лет этот особенный уголок природы включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Попала коса туда в качестве уникального культурного ландшафта, демонстрирующего относительно гармоничное сосуществование природы и человека. Коса считается одним из крупнейших эоловых образований в мире, песчаные дюны имеют внушительные «габариты» -- высотой до 70 метров, длиной во многие километры. Кроме того, именно над национальным парком проходит птичий миграционный «мост», пернатые часто останавливаются там на ночевку. На российской части косы действует биостанция, где уже более века работают орнитологи. Для состоятельных калининградцев и жителей крупных российских городов Куршская коса интересна скорее другим -- многие считают престижным иметь там недвижимость. Нынешняя администрация нацпарка в меру сил следит за соблюдением законности при строительстве. Некоторые особняки, возведенные без документов, даже были снесены, что вызвало серьезный резонанс.
В 2006 году Куршская коса по решению правительства РФ и при активном ходатайстве местных властей попала в перечень территорий, наделенных статусом особой туристско-рекреационной зоны. Проект ее развития в общих чертах завершен и нынешним летом в целом одобрен руководством области и Федеральным агентством по особым экономическим зонам («РосОЭЗ»). Он претерпел несколько переделок и сменил разработчика. Выделены четыре участка под строительство, которое, как обещают чиновники, должно начаться в 2010 году.
Согласно предложениям столичного института «Курортпроект» национальному парку суждено стать туристической Меккой -- со многими тысячами отдыхающих, новыми гостиницами, ресторанами, дорогами и прочими благами цивилизации. Коса и сейчас (при практически никакой инфраструктуре -- в крупнейшем поселке Рыбачий, например, нет очистных сооружений, а энергосети поселка Морское завязаны на Литву) весьма востребована отдыхающими. Если в 2007 году в заповеднике побывало 150 тыс. человек, то в 2008-м -- уже 230 тыс. Региональные власти полагают, что турзона должна дать плюсом не менее 60 тыс. туристов ежегодно.
О том, как строительство и эксплуатация объектов отразятся на природе (а при реализации инвестиционных планов, так или иначе влияющих на окружающую среду, действует принцип так называемой презумпции экологической виновности), говорится удивительно мало. Администрации нацпарка «Куршская коса» не с первого раза удалось добиться обязательности проведения научных исследований при подготовке оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) проекта развития парка. Представители ОАО «ОЭЗ» (отвечает за строительство будущей турзоны) ратовали в вопросе проведения экологических экспертиз за формулировку «при необходимости». Руководству парка пришлось отклонить проект техзадания зоны. В итоге оппоненты все же пошли навстречу, теперь проведение орнитологических, зоологических, геоботанических, гидрологических, ландшафтных и других исследований обязательно.
«Широкое общественное обсуждение проекта, причем с привлечением международных экологов, обязательно должно быть. Специалисты меня предупреждали: международный резонанс может быть очень серьезный. Я не знаю, почему его до сих пор нет», -- заявил «Времени новостей» член научно-технического совета при нацпарке, завкафедрой экологии и зоологии РГУ имени Канта Геннадий Гришанов. По его мнению, проектировщики не поняли, что такое Куршская коса с точки зрения миграционного пути. «Они абсолютно не поняли роли луга в Рыбачьем, уникальных фитоценозов. Насчет лунника оживающего, например, просто похихикали -- пересадите, мол, и все. Как это «пересадите»? Это же не грядки с луком! Создается такое впечатление, что все идет на волне «деньги вложены, и теперь мы их будем отбивать!». Кто в этой ситуации станет слушать аргументы биологов?» -- заявил г-н Гришанов.
Но, похоже, послушать все же придется, если не своих, то международных. «Согласно подписанной Россией и Литвой Конвенции об охране памятников культуры и природы о любых реставрационных или новых строительных работах, так или иначе затрагивающих объект Всемирного наследия, необходимо информировать соответствующий комитет ЮНЕСКО. Тогда специалисты оценивают намеченные к реализации планы и говорят, подходит ли это», -- заявил «Времени новостей» советник генерального директора ЮНЕСКО Генрих Юшкявичус. По его мнению, пока все планы относительно косы находятся на бумажной стадии, их еще можно скорректировать.
Но до сих пор, по его сведениям, никто экспертов в Калининградскую область не приглашал, а по своей инициативе они приехать не могут. Г-н Юшкявичус полагает, что все планы по развитию турзоны не инициатива губернатора Георгия Бооса: «Он кажется мне разумным человеком. Думаю, это замыслы тех людей, которые в Москве уже все застроили и теперь ищут, где бы еще заработать, выстроив какой-нибудь курорт. Но на Куршской косе не надо курорт делать. В Калининградской области для таких целей есть иные места -- например, там, где будет игорная зона».
В вопросах защиты интересов природы он предложил равняться на Владимира Путина, который в бытность президентом РФ одним движением карандаша по карте отодвинул нефтепровод от Байкала на 400 километров. «Байкал, как и Куршская коса, входит в список Всемирного наследия и таким образом принадлежит, по сути, всему миру», -- полагает г-н Юшкявичус. Он добавил, что ЮНЕСКО не всегда удается повлиять на происходящее: «Мы не смогли помешать талибам, которые грозили взорвать статую Будды. Их просили не делать этого, а они все равно взорвали. Так надо решить, по какому пути идти: делать, как Путин, который перенес нефтепровод, или подражать талибам? Ответ, думаю, очевиден».
Заместитель министра промышленности областного правительства Марина Друтман, курирующая вопросы развития туризма, заявила «Времени новостей», что о ЮНЕСКО никто не забыл и эксперты, разумеется, будут извещены, но позже. «Пока же необходимо окончательно утвердить проект и провести в конце августа общественные слушания», -- пояснила г-жа Друтман. По мнению Генриха Юшкявичуса, информация должна поступить заблаговременно: «Еще до тех пор, пока подготовка проекта не закончена. Иначе может оказаться поздно -- решение принято, и повлиять на него никак нельзя».
Вадим СМИРНОВ, Калининград