|
|
N°95, 30 мая 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В Гохране ждут нового начальника
Глава Гохрана Валерий Рудаков уходит, и это уже точно. До 6 июня он в отпуске, а потом, отпраздновав 60-летний юбилей, выйдет на новое место работы. Куда, коллеги Рудакова не говорят, но замечают, что для себя он уже все решил. Событие необычное: по своей воле этот пост еще никто не покидал.
Рудаков предупредил о своем поступке заранее, сообщив через прессу, что ему скоро 60 и поэтому он намерен подать в отставку. Надо полагать, возраст -- формальный предлог. 60 лет для замминистра финансов, руководителя сложной, тонкой, уникальной алмазной отрасли, в которой по всему миру трудится отнюдь не молодежь, -- это несерьезно. Нет никаких сомнений, что после 6 июня г-н Рудаков займет какую-нибудь весьма достойную должность, соответствующую его репутации великолепного специалиста-алмазника. Таких оценок придерживаются и его друзья, и противники. Последние, критикуя некоторые его шаги, говорили, что уж такой знаток, как Рудаков, не должен был бы предпринимать того-то и того-то. А шаги он действительно предпринимал серьезные.
Валерий Рудаков начинал свой трудовой путь горным мастером. В советские времена он возглавлял трест «Якуталмаз» (потом эта организация стала компанией АЛРОСА), Главалмаззолото СССР. В начале 90-х он работал за границей, вернувшись, возглавил ФПГ «Еврозолото» -- детище нынешнего гендиректора компании «Медиа-социум» Олега Киселева. Потом, довольно неожиданно, Рудаков сменил Германа Кузнецова в кресле главы Гохрана -- и начал реформы.
Некоторые из них чрезвычайно не нравились единственному российскому алмазодобытчику -- компании АЛРОСА и ее бывшему президенту Вячеславу Штырову. В декабре прошлого года г-н Штыров был избран президентом Якутии, а главой АЛРОСА стал его выдвиженец. По-видимому, образовалась некая коалиция против Рудакова, включающая в себя якутский истеблишмент и руководство АЛРОСА.
Несмотря на сопротивление отрасли, г-н Рудаков за несколько лет своего пребывания в должности главы Гохрана сделал для нее очень много. Прежде всего он изменил взгляд на алмазы как на некий мистический продукт, символизирующий закрома Родины, вожделеемый ее врагами и хранимый от них как зеница ока. Он с неожиданной для бывшего российского чиновника легкостью отказался от представления о них как о сакральной валютной ценности, заявив, что алмазы из Гохрана лучше бы продать, а вместо них купить более ликвидные драгоценные металлы. Он говорил, что продавать российские алмазы надо всем, на равных условиях, в том числе иностранцам.
Именно это вызвало резкое неприятие компании АЛРОСА: она предпочитала на льготных условиях продавать камни своим собственным убыточным ограночным предприятиям, а также своему партнеру -- смоленскому «Кристаллу». Известно, что наибольшая прибыль создается не в сфере добычи алмазов, а в области их обработки, поэтому поведение АЛРОСА вполне логично, но г-н Рудаков полагает, что поддерживать одни ограночные предприятия за счет других неправильно. Наступил он на хвост и якутскому Комдрагмету, именно при г-не Рудакове эта организация потеряла значительную часть своих льгот при покупке алмазов у АЛРОСА. Так что федеральную линию он выдерживал очень четко.
Другое дело, что сама эта федеральная линия колеблется. С полгода тому назад г-н Рудаков говорил (и вряд ли он делал это без санкции вышестоящих товарищей), что федералы рассматривают такие-то и такие-то способы изъятия части акций у Якутии в пользу Москвы. Якуты устраивали демонстрации протеста, выводили на улицы народ с лозунгами, премьер-министр Республики Саха клялся не отдать москалям якутское достояние и подчеркивал, что у столицы и методов-то нет. Но Рудаков на одной пресс-конференции прикрыл глаза, улыбнулся и тихо заметил: «Есть методы».
Но время идет, а воз и ныне там. То ли методов нет, то ли генеральная линия загнулась в другом направлении. Похоже, реформатору Рудакову удалось не все задуманное. Теперь главный вопрос -- кто будет вместо него. Источник газеты «Время новостей» в правительстве вчера заметил, что вопрос о преемнике г-на Рудакова только начал обсуждаться, но в связи с сильно снизившейся в последние годы ролью Гохрана кадровая проблема носит скорее «технический» характер, и решающим будет мнение министра финансов Алексея Кудрина.
Анастасия НАРЫШКИНА