|
|
N°149, 19 августа 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Первый парень на деревне
Сочинскую олимпийскую стройку продолжают укреплять питерскими
У сочинского олимпийского комплекса на днях наконец появился главный архитектор. На эту должность 12 августа был назначен бывший главный архитектор Ленинграда-Петербурга Олег Харченко.
Само учреждение этой должности, по мнению многих специалистов, даже запоздало: все проекты спортивных сооружений практически утверждены, за небольшим исключением. Некоторые объекты уже строятся. Как рассказал на недавней встрече с питерскими журналистами г-н Харченко, его ближайшая задача -- решить судьбу главного олимпийского парка, который будет занимать почти 300 га Имеретинской долины.
Пока существует проект планировки этой территории, но он еще не утвержден, сейчас разрабатывается новый проект планировки, однако нет не только окончательного варианта общей концепции, но даже примерного представления об образе этого места. По этому поводу, как рассказал Олег Андреевич, есть серьезные претензии к РОСНИПИурбанистики, разрабатывавшему общую концепцию: институт сильно затянул сроки, до сих пор не представил зримый образ того, к чему должны прийти в конце концов проектировщики и строители. И этот образ придется создавать в ближайшее время. Хотя проекты десяти спортивных объектов, включая проект главного стадиона, где будут проходить церемонии открытия, закрытия и все награждения призеров, уже есть, но на сегодняшний день законченных архитектурных образов Олегу Харченко увидеть так и не удалось -- они отсутствуют.
Вообще, как сказал главный архитектор олимпийского комплекса, «что касается архитектурных конкурсов -- есть ощущение, что на них не было времени». Работа, по его мнению, проделана большая, но ей не достает целостности, образной картины, увязки деталей -- это и входит в его непосредственные обязанности. Чтобы с ними справиться, под должность главного архитектора создается специальное управление, в которое Олегу Харченко разрешено набрать штат в десять человек по своему усмотрению, он рассказал, что планирует пригласить туда специалистов из Москвы и Петербурга. Подчиняться главный архитектор будет непосредственно двум руководителям госкорпорации "Олимпстрой"-- президенту Таймуразу Баллоеву и старшему вице-президенту Анатолию Гребенюку.
Кроме генерального плана Олимпийского парка, который занимает только часть общей территории олимпийского комплекса, Олегу Харченко совместно с другими специалистами предстоит разработать концепцию и остальной части большого планировочного пространства примерно в 10 тыс. га, где нужно будет построить фактически город на 70 тыс. жителей-- с полноценной инфраструктурой, пляжами, системой управления, своей будущей самостоятельной экономической и культурной жизнью. Визитной карточкой этого города навсегда останется звание Олимпийской деревни.
Того, что происходит непосредственно в Красной Поляне, Олег Харченко и его ведомство касаться не будут: там строительство, кроме санно-бобслейной трассы и инфраструктуры, ведут частные фирмы, и эти постройки по окончании Олимпиады станут коммерческими объектами.
Как пообещал г-н Харченко, он не станет подменять главного архитектора Сочи и вообще никакого отношения к курорту, к генплану его развития и его реконструкции иметь не будет. Хотя часть пространства Сочи окажется включенной в реализацию некоторых проектов, особенно в инфраструктурные проекты, за которые отвечает «Олимпстрой». «Но скорее я буду искать способ существовать корректно, профессионально и мирно с сочинскими архитекторами», -- заверил Олег Харченко.
С Большим Сочи, по словам г-на Харченко, у олимпийских объектов не будет даже визуальной связки. Так что и градостроительные регламенты города и олимпийской деревни не зависят друг от друга: Олимпийская деревня будет иметь свое зонирование, свои высотные ограничения. Сейчас главная задача проектировщиков и инженеров -- укрепить грунты и поднять уровень земли более чем на 3 метра от существующей отметки для безопасности объектов. Кстати, землю будут брать отсюда же: по проекту, в долине предполагается вырыть два озера, землю из-под которых и используют.
Правда, пока все знания по олимпийскому комплексу у Олега Харченко бумажно-виртуальные, он еще ни разу не был на объектах, знаком с ними только по документам. Но своеобразная позиция у него уже имеется. Как неоднократно повторял Олег Харченко на встрече с журналистами, он полностью доверяет здравому смыслу и профессионализму уже привлеченных специалистов.
«Моя позиция как человека компромисса, человека толерантного -- незаметно сесть в этот поезд, пройти по купе, посмотреть, что в каждом происходит, -- пояснил главный архитектор. -- А потом спокойно обсудить, как жить дальше и как влиять на то, на что еще можно повлиять».
Эта позиция умеренности и аккуратности в свое время позволила Олегу Харченко надолго задержаться на посту главного архитектора Ленинграда-Петербурга -- с 1991 года по 2004-й, оставаясь в этой должности при четырех главах города. Вероятно, эта же позиция стала решающей при назначении его на должность главного архитектора олимпийских объектов в Сочи. Сам г-н Харченко считает, что, вероятно, решающим фактором стал его предыдущий опыт: Петербург уже делал попытку претендовать на проведение летней Олимпиады-2004, и тогда питерские архитекторы под руководством Олега Харченко прошли весь путь, создавая пространство будущей Олимпиады на берегах Невы. От того времени современному Петербургу осталась идея Западного скоростного диаметра, которая жива и сегодня.
Сам г-н Харченко заявил, что не знает, почему на эту должность назначили именно его -- ему просто позвонил председатель Союза архитекторов Петербурга Владимир Попов и сказал, что есть такая идея. Возможно, выбор пал на г-на Харченко, потому что ГК «Олимпстрой» возглавляет петербуржец Таймураз Баллоев, бывший глава пивоваренной компании «Балтика». Кстати, в Сочи на олимпийских объектах работает и бывший председатель комитета финансов администрации Петербурга Александр Никонов.
К слову, именно при Олеге Харченко в Петербурге был принят новый генеральный план, началась активная застройка исторического центра города. Именно при нем город получил две «ямы» -- под будущей второй сценой Мариинского театра и возле Московского вокзала. С именем г-на Харченко связано и громкое расследование в конце 90-х годов деятельности строительной фирмы «Ренессанс», которая взяла под реконструкцию большой дом в историческом центре города, но не выполнила своих обязательств. Тогда Генеральная прокуратура возбудила уголовные дела о получении взяток и злоупотреблении служебным положением. По этому делу проходили тогдашний мэр Петербурга Анатолий Собчак и главный архитектор города Олег Харченко, но дело вскоре закрыли.
Наталья ШКУРЕНОК, Санкт-Петербург