|
|
N°149, 19 августа 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пираты Балтийского моря
Российские моряки нашли захватчиков сухогруза Arctic Sea
Вчера стали известны подробности эпопеи с обнаружением накануне сухогруза Arctic Sea c 15 россиянами на борту, три недели назад таинственно исчезнувшего в Атлантике. Как сообщил министр обороны РФ Анатолий Сердюков, в ходе операции по освобождению судна, которая была проведена при участии сторожевого корабля ВМФ «Ладный» в ночь на понедельник у берегов Западной Африки, были задержаны восемь пиратов -- граждан Эстонии, Латвии и России. Операция прошла без единого выстрела -- сопротивление захватчики судна не оказали. Все они были доставлены на борт «Ладного», и с ними уже проводятся следственные действия. По некоторым данным, пытаясь замаскировать похищенное судно, преступники его перекрасили и вместо мальтийского вывесили на нем флаг КНДР.
Подробности операции по освобождению сухогруза министр сообщил вчера на встрече с президентом Медведевым в Сочи. Г-н Сердюков рассказал, что в результате скоординированных действий ВМФ и ВВС РФ судно было обнаружено сторожевым кораблем «Ладный», на борт которого были доставлены и освобожденные моряки, и их захватчики. «В результате следственных действий было установлено, что 24 июля в 23.00 к Arctic Sea в шведских территориальных водах подошла скоростная надувная лодка, в которой находились четыре гражданина Эстонии, два гражданина Латвии и два гражданина России, -- сообщил министр. -- Эти люди, сославшись на неисправность своей лодки, поднялись на борт и, угрожая оружием, потребовали от экипажа беспрекословного выполнения всех их распоряжений. Далее корабль двигался по указанному захватчиками маршруту в сторону Африки, отключив навигационное оборудование».
Выступая позже перед журналистами, г-н Сердюков охарактеризовал происшедшее с сухогрузом как «пиратский захват». Правда, пока неясно, что преступники собирались делать с кораблем. По одной из версий, они планировали продать находившийся на борту судна груз древесины на 2 млн долл. в одной из африканских стран -- Сенегале, Гамбии или Гвинее-Бисау.
Вчера «Ладный» направился к острову Сал, расположенному на севере архипелага Кабо-Верде, где в международном аэропорту российских моряков уже ждет спецборт МЧС, который доставит их на родину. Что касается Arctic Sea, то он, по некоторым данным, неисправен и пока не может самостоятельно двигаться.
Сухогруз Arctic Sea обслуживается архангельской компанией-оператором Solchart Arkhangelsk Ltd, плавает под флагом Мальты и приписан к столице этого государства Валлетте. 22 июля судно с 15 членами экипажа на борту вышло из финского порта Пиетарсаари с грузом пиломатериалов и направилось в алжирский порт Беджайя, куда должно было прибыть 4 августа. Но 27 июля связь с Arctic Sea прервалась. Последний сигнал от системы автоматической идентификации сухогруза (AIS) был получен 30 июля, когда судно миновало Ла-Манш.
О том, что с кораблем что-то не так, стало известно 8 августа после сообщения главного редактора издания «Морской бюллетень -- Совфрахт» Михаила Войтенко. Через несколько дней, когда ситуация с пропажей корабля получила широкий резонанс, распоряжение найти и в случае необходимости освободить корабль дал президент Медведев. Началась широкомасштабная поисковая операция с привлечением российских ВМФ и спецслужб других стран. Как раз в это время в Атлантику вышли четыре боевых корабля Черноморского флота, направлявшиеся на учения в Балтийск, и один из них -- сторожевой корабль «Ладный», как теперь выяснилось, и пошел по следу Arctic Sea.
При этом информация о местонахождении сухогруза все время поступала разная -- сообщалось, что он был замечен то в одном, то в другом районе Атлантики, и, судя по всему, это была целенаправленная дезинформация участников спасательной операции. Таким образом, очевидно, спецслужбы пытались усыпить бдительность пиратов, которые наверняка внимательно следили за поисками судна. Эту версию в понедельник подтвердил постпред России при НАТО Дмитрий Рогозин. «Операция по поиску Arctic Sea войдет в хрестоматию как по осуществлению действий оперативного плана, так и операций информационного прикрытия», -- сказал он.
Морские власти Мальты в свою очередь вчера также признали, что местонахождение и передвижение сухогруза всем заинтересованным государствам «были известны в течение нескольких дней». В заявлении комитета по морской безопасности Мальты отмечается, что между уполномоченными службами вовлеченных в ситуацию с сухогрузом государств, включая Финляндию, Швецию и Мальту, было достигнуто соглашение о неразглашении соответствующей информации, чтобы не создавать угрозу жизни находившихся на борту моряков, а также обеспечить сохранность самого судна.
Вчера российская группа «Ренессанс страхование», где на 4 млн долл. был застрахован Arctic Sea, подтвердила, что похитители сухогруза пытались получить за него выкуп. Как сообщил вице-президент по безопасности компании Владимир Душин, еще 3 августа поступил звонок от неизвестного, который на английском языке потребовал выплатить 1,5 млн долл., угрожая в противном случае расстрелять команду и затопить судно. По словам г-на Душина, эта информация была передана в правоохранительные органы.
По факту похищения членов экипажа Arctic Sea Главное следственное управление (ГСУ) СКП РФ возбудило вчера уголовное дело по статье «похищение человека, совершенное организованной группой». Также уголовное дело вчера завели, со своей стороны, и власти Эстонии.
«На корабль ВМФ России «Ладный», на борту которого находятся российские граждане и лица, захватившие судно Arctic Sea, вылетели следователи ГСУ СКП для проведения неотложных следственных действий», -- сообщил представитель СКП.
Анатолий КАРАВАЕВ